19 января, в праздник Крещения Господня, Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский возглавил Божественную литургию в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь. Его Преосвященству сослужили благочинный Россошанского церковного округа иерей Василий Гайков и клирики кафедрального собора.
По прочтении евангелия Преосвященнейший Владыка Андрей обратился к молящимся со словом наставления, в котором разъяснил исторический и духовный смысл празднуемого сегодня события Богоявления — Крещения Господня.
В святую крещенскую ночь в центре епархии – Свято-Ильинском соборе, как и во всех храмах Россошанской епархии, собрались тысячи верующих, чтобы принять участие в ночном богослужении и приобщиться великой святыне – Агиасме.
По заамвонной молитве Владыка, неся на главе Честный Крест, с духовенством собора и верующими при пении тропаря «Глас Господень…» из Свято-Ильинского собора прошли крестным ходом к часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Здесь в приготовленном сосуде наполненном водой и при пении тропаря праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе!» — совершилось великое освящение воды.
В день Богоявления, христиане всего мира вспоминают события, описанные четырьмя евангелистами, — крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя святой пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозное омовение. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов, крестя людей в водах реки. Это было, по словам евангелиста Луки, «крещением покаяния для прощения грехов». Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в реке Иордан. И вот, однажды к берегу реки пришел Господь Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души сказав: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его тем, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лука 3:21-22).
Богоявлением названо событие потому, что Бог явил Себя всему миру в трех Лицах: Отец — в гласе с небес, Сын — Иисус Христос, придя на крещение в водах и Дух Святой в виде голубя сходящий на Сына. Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Господом последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.
В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лука 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок отринув лукавого.
Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события из жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после праздничной литургии и первого причащения крещенской воды. Пост послабляется вкушением вареного сочиво, которое традиционно готовится к сочельнику. Однако меру поста верующие определяют индивидуально и по силам.
В сочельник, 18 января, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим из-за особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня и ставшего не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой. Начиная с XI-XII веков, водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня совершается одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных принявших и усвоивших христианское вероучение. Ради этого таинства и совершалось первое великое водоосвящение. Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водоосвящение совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.
В первые века великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где был обычай выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать «Иордань» и в других местах, где были открытые водоёмы. В России, Греции и некоторых других странах также существует традиция крестных ходов на реки, озёра, когда верующие после совершённого чина Великого освящения воды троекратно с молитвой погружаются в холодную воду в прорубь — «иордань», вырубленную в ледяном покрове реки в форме креста.
К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. Агиасму принимают натощак, как великую святыню. Ее употребляют для окропления храмов и жилых домов, в молитвах при изгнании злого духа, а также в качестве лекарства от болезней произнося тропарь праздника:
«Во Иордане крещающуюся Тебе, Господи,Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
13 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти собора славных и всехвальных 12-ти апостолов, Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский возглавил...
12 июля, день памяти святых всехвальных апостолов Петра и Павла, Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, совершил Божественную литургию святителя ...
11 июля, в канун дня памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил всенощное бдение в храме а...
11 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий с архипастырским визитом посетил село Ширяево Калачеевского муниципального района, где совершил молебен в руинированн...
10 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил в Свято-Ильинском кафедральном соборе молебен святым покровителям б...
12 июля воспитанники, родители и учителя воскресной школы «Добро» Ильинского кафедрального собора города Россоши приняли участие в открытии выставки акварели «Семья Николая II и любовь к Родине» Анаст...
С 6 по 13 июля группа паломников из Богучарского благочиния совершила поездку по святыням Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Паломники получили возможность посетить знаменитые храмы и монастыри...
13 июля утром состоялась встреча иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Она была доставлена в Тихоновский соборный храм города Острогожска.
13 июля священнослужители и казаки Каменского церковного округа на границе Каменского и Острогожского районов встретили епархиальную святыню - икону Божией Матери «Спорительница хлебов».
12 июля – праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день павловчане отмечают День Ангела города Павловска.
13 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти собора славных и всехвальных 12-ти апостолов, Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский возглавил служение Божественной литурги...
12 июля, день памяти святых всехвальных апостолов Петра и Павла, в храме Петра и Павла села Петропавловка молитвенно отметили престольный праздник.
12 июля — в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла — в Острогожский район прибыл казачий Крестный ход с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов».