Служба “Двенадцати Евангелий” – великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга. Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений.
Чтение Страстных Евангелий обусловлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: "Слава долготерпению Твоему, Господи", возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.
О чтении Страстных Евангелий в этот день упоминает уже Иоанн Златоуст.
Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: "Слава долготерпению Твоему, Господи!" Перед каждым чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. "Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился."
И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям:
"Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную."
После шестого Евангелия и чтения "блаженных" с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.
Страстные Евангелия:
1) Иоан. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).
2) Иоан. 18:1-28. (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).
3) Мф. 26:57-75. (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
4) Иоан. 18:28-40, 19:1-16. (Страдания Господа на суде у Пилата).
5) Мф. 27:3-32. (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).
6) Мар. 15:16-32. (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
7) Мф. 27:34-54. (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
8) Лук. 23:32-49. (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).
9) Иоан. 19:25-37. (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).
10) Мар. 15:43-47. (Снятие тела Господа с Креста).
11) Иоан. 19:38-42. (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).
12) Мф. 27:62-66. (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание
Есть добрый обычай – взять с собой после этой службы горящую свечу, донести до дома огонек, зажечь лампадку, которая будет гореть до Пасхи или до конца Светлой седмицы. Люди расходятся из храма вестниками света. Радостно видеть на улицах огонечки: люди несут домой часть того, что происходит в эти дни в Церкви Божией.
Говоря о традиции «четвергового огня», нельзя забывать о том, что нередко многие благочестивые обычаи от совершенно чуждых православным языческих верований и обрядов отделяет тонкая грань. Поэтому важно стараться не увлекаться ими уж слишком сильно. Одно дело – принести огонек домой, чтобы еще на какое-то время сохранить в душе переживания от только что совершенной службы и поделиться трепетом воспоминаемых в эти страстные дни событий со своими домашними, и совсем другое – воспринимать этот огонек как своеобразный оберег и охранитель от всякого зла и нечистой силы.Изготовление пасхальных сувениров в Русской Журавке
Чин выноса Плащаницы в Свято-Митрофановском храм с. Верхний Мамон
Богослужение возглавил настоятель храма иерей Андрей Коротя.
Божественную литургию Преждеосвященных даров возглавил благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов.
Возглавил богослужение благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов.
В мероприятии приняли участие клирики благочиния.
Литургию Преждеосвященных Даров возглавил благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов.
Богослужение совершил настоятель протоиерей Сергий Чибисов.
В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.
На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.
Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...
В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...
Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.
Богослужение возглавил настоятель храма иерей Андрей Коротя.
Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.