В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию

  11 апреля 2021  |    66
В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию

11 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника.

В этот день в храме Успения Пресвятой Богородицы с. Верхний Мамон благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин совершил Божественную литургию.

По завершении богослужения отец Иаков обратился к молящимся с пастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Всех вас с праздником, с воскресным днем. Сегодня Святая Православная Церковь чествует память преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской. Это четвертая неделя Великого поста. Пост преклоняется уже к своему завершению. И с каждым воскресным днем, неделю за неделей Православная Церковь пытается поддержать наши усилия, как духовные, так и телесные в том, чтобы мы не потеряли подвиг поста. Но чтобы этим подвигом мы позаботились о различных духовных дарах. Для того, чтобы был добрый плод в нашем посте, которым мы с вами могли бы утешиться и этим плодом смогли бы побороться со своими страстями.

Сегодня Святая Православная Церковь направляет внимание к преподобному отцу нашему Иоанну, а в его лице, как игумена, как монаха, ко всему монашеству как таковому, поскольку это есть одно из центральных звеньев бытия человеческой жизни здесь на земле. Трудно представить себе в какой форме существования находился бы мир, если бы не было монашества. В 4-ом веке монашество было весьма успешно в египетской земле, и оставила эта земля для нас множество подвижников и молитвенников. Таких как преподобные Пахомий Великий, Антоний Великий, Феодосий Великий, Макарий Египетский и т.д. Так и в наше время существуют обители, монастыри, которые имеют свой голос, определенное место и значение во всей Православной Церкви, как в некоем едином теле Господа нашего Иисуса Христа. Что же дает нам монашество? Что же в истории привнесло монашество в этот мир? Прежде всего, выражаясь богослужебным языком, мы говорим о монахах, об истинных делателях монашеского служения, как об ангелах земных и человеках небесных. Земной ангел и небесный человек. Это как некое связующее звено между духовностью и мирским пониманием. Поскольку монахи живут в теле, и душа их ещё не покинула телесную храмину, то они поистине земные обитатели. Но по образу жизни своему они отличаются от тех людей, которые свою жизнь рассматривают только лишь мирскими заботами. Поэтому мы и говорим - ангел земной, то есть по образу жизни, по стремлениям, по его делам и усилиям монах превосходит мирское понимание жизни. Но поскольку он в теле, он называется земным. А человек небесный - хоть он и находится ещё здесь на земле, но всеми своими силами, всей своей душой он стремится к горнему. Как некто однажды сказал о монашестве: «Я и Бог - вот монах». Это человек, который начинает свой труд, прежде всего с отречения себя от мира.

Вот и преподобный отец наш Иоанн Лествичник, по просьбе его духовных чад, многочисленных братьев святой обители, а не по своему хотению он составил величайший труд под названием "Лествица". Она имеет в себе описание тридцати ступеней по восхождению от земли к небу. Вообще лестница – это есть величайшее изобретение человека. То есть, это хороший прообраз. Невозможно человеку взобраться на девятый этаж, если бы не было лестницы. Взлететь он не может, подпрыгнуть не может. Вот такое прекрасное делание. Нельзя перескочить с одной ступени на десятую, но подразумевается, что ступень за ступенью человек делает усилия и поднимается к желаемому. Так и в духовной жизни преподобный Иоанн Лествичник берет образ - лестницу. По которой ступень за ступенью ты приближаешься к желаемому, к тому, что тебе дорого и любо. Желаемое - это есть вечное общение с Богом и в Боге в Небесной обители. Поэтому книга «Лествица», как величайший труд преподобного отца нашего - это есть руководство по восхождению от земли к небу, прежде всего для монашествующих и потом уже для нас мирских людей. Да, мы не можем ступить на первую ступень, потому что она предполагает полное отречение от мира. Но там есть множество различных рассуждений, которыми преподобный Иоанн Лествичник делится с нами и не просто рассуждения, а он делится тем, что он прожил. Тот величайший опыт его монашеского делания записан в этой книге. И там говорится о том, что мы должны быть незлобными людьми. Что мы не должны иметь зависти и корысти. Что мы должны быть ревностными в труде, в посте и в молитве. Что мы должны с вами иметь нежестоковыйное, а милосердное сердце и т.д. То есть, эта книга является особой сокровищницей и являет нам духовную пищу, которую мы должны принимать изо дня в день.

В древности, в более ранний период после смерти преподобного Иоанна Лествичника его труды зачитывались в дни Великого поста - на 3-ем, 6-ом и на 9-ом часах суточного круга богослужений в дни Великого поста. Книга прочитывалась постом, как некая духовная пища, которая помогала постящемуся настроиться на духовное делание. Поэтому Святая Церковь призывает нас не только умиляться пред служением и образом монашеского делания, даже если мы и не можем постичь его в полной мере, потому что живем в миру и обременены многими мирскими заботами, но, тем не менее, мы можем хотя бы украдкой вникать в то, что было присуще их образу жизни.

Что вообще побуждает человека отречься от мира сего. Ведь мы часто слышим в народе даже не о монашествующих, а вообще о православных людях, которые имеют постоянство в том, чтобы посещать храм, читать молитвенное правило и упражняться в посте. Как говорит общество светским умом об этом: «Зачем же такая жертва? Зачем себя лишать различных мирских благ? Ведь там же в Церкви и посты и долго воздерживаться в пище, питии и супружеской жизни и т.д. Для чего это всё надо? Мир прекрасен. И множество благ мирских, так вожделенны для нашего сознания». Эти люди так говорят из своего личного опыта. Из своего личного предпочтения духовной жизни различным мирским дарам. Действительно, в мире есть многообразие различных страстей и искушений, сладостных страстей для нашего взора. Но мы должны с вами ограждать себя от этого постом и молитвой. И если не можем в полной мере возненавидеть «красная» мира сего, то хотя бы в какой - то малейшей степени нужно коснуться и этой первой ступени, с которой начинается восхождение в горние обители. Не можем мы отречься от супружеской жизни, не можем отречься от того, чтобы иметь постоянные многочисленные келейные молитвенные правила и строжайший пост. Но мы можем с вами ограничиться теми сладостными афишами, картинками и призывами, которые сегодня есть в мире.

Действительно, чем многолюдней и многообразней мегаполис, город, в котором огромное количество людей скапливается, то есть, чем более мирское место здесь на земле, тем более оно красочно, тем более оно сладостное, тем более оно дает возможности человеку иметь наслаждения. Приезжаешь в город, выходишь на любую улицу и афиша за афишей, реклама за рекламой, кафе за кафе, кинотеатр за кинотеатром и т.д. Почему молодое сознание мыслит так, что надо вырваться из родительского гнезда, уехать в город и там остаться, удержаться в этом? Потому что имеется огромная возможность ежедневно наслаждаться дарами мира сего. Жить в роскоши, сладости, беспечности. Можем мы с вами от этого отречься? Можем и должны. Мы настолько духовны, насколько в нас есть стремление жить по заповедям Божиим, а не теми предпочтениями, которые есть в мире. Соответственно довольствоваться тем, что есть. Благодарить Бога за то, что у тебя имеется и в этом уже есть некое отречение от тех сладостных призывов мира, которые к нам направлены изо дня в день. Если мы коснемся средств массовой информации, включим телевизор, войдем в интернет, то мы также увидим там многочисленные объявления, конкурсы, курсы и т.д. То есть, можно освоить всё. Не хватит жизни, чтобы это всё вместить. Вот на это и рассчитывает дьявол - пленить сознание человека, чтобы он изо дня в день тратил время на развлечения различных сладостных мирских утех. Мы же с вами должны пользоваться тем, что Господь дает нам в Евангельском слове.

Он призывает нас к посту и молитве. Он призывает нас к труду и физическому и духовному. Призывает нас к покаянию, к тому, чтобы ежедневно иметь самоукорение в своих грехах, пороках и в том, чтобы жизнь свою проводить в тяготах и нуждах. Ибо через это укрепляется и физическое и духовное состояние человека. Сегодняшнее Евангельское чтение, посвященное 4-ой неделе Великого поста повествует нам , что когда Господь спустился с горы Фавор после Его Преображения, и у подножия горы было небольшое селение. И вот толпа стеснила Христа, и один человек из жителей подбежал к Христу и сказал: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым, где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет»( Мк: 9:17-18). Можем себе представить какая боль была в сердце этого человека, если он ежедневно по прошествии многих лет, потому что отрок сей уже возрос, имел постоянное попечение о нем. Потому что сын мог просто разбиться. Эта постоянная слежка за ребенком. Постоянное переживание за него. И не беспочвенная, а явная. Бес мучит его и это проходит явным образом. Можем себе представить, какая скорбь была на душе этого отца. Как родителя, прежде всего. И вот он говорит: «Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк: 9:18). Он приходит к Христу как к последней надежде. И далее Господь произносит величайшие слова: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» ( Мк: 9:19). Господь указывает, что всё скорбное, страшное тяжелое неподъемное происходит с нами только потому, что мы развращенный род различными мирскими благами. И неверные в служении Богу. Даже если мы имеем веру в то, что Он есть, мы не веруем Ему. Потому что изо дня в день ходим стопами других богов. И вот Господь говорит ему: «Приведите его ко Мне». И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: «Как давно это сделалось с ним?» Он сказал: «С детства» ( Мк: 9:19-21). На что Господь ему говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк: 9:23). И вот здесь опять таки звучат величайшие слова, только уже не из уст Христа, а из уст этого скорбящего человека: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк: 9:24).

Вот святые отцы об этом рассуждают, таким образом, а именно Григорий Палама говорит, что отец, находясь в скорби, верит в то, что Христос как истинный Мессия Бог и Спаситель может превозмочь даже его неверие. Что Господь даже выше этого. Это истинный дароподатель и источник блага. Поэтому он кричит: «Господи, верю, что ты можешь превозмочь даже моё неверие». Несмотря на то, как терзается его сердце и как вера его растворяется различными малодушными и маловерными помыслами терзаний. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин также говорит об этом месте Священного Писания, что каждый из нас не может поручиться и гарантировать, что та вера, которая в нем возгорелась, будет всегда с ним. Вот сегодня я уверовал, а по прошествии нескольких лет, может десятилетий, вера моя угасает. Вследствие чего? А потому что нет в моей жизни бдения, труда, поста и молитвы. Потому что я неусердный человек. Потому что принял как дар Божий и думал, что всегда буду с Ним. А не тут то было. Помыслы одолевают изо дня в день, пытаются похитить эту веру. Поэтому по прошествии многих лет я начинаю поддаваться и сомнениям и колебаниям и различным терзаниям. И уже не могу опереться на веру и подобно этому человеку кричу: «Господи, помоги моему неверию. Как некогда ты вселил в меня веру, умножь её теперь, укрепи её во мне». Это очень важно для нас с вами знать и рассуждать об этом. Потому что наша жизнь наполнена многочисленными сомнениями, проявлениями малодушия, маловерия и неверности по отношению к Богу. Поэтому мы так стеснены здесь на земле. Поэтому нам так трудно даже малейшие усилия и труды проявить в том, чтобы искоренить хоть какую то заразу, хоть какой - то грех в нашей жизни. Так трудно нам побороться с нечестием своим, со своей греховностью. Потому что мы неусердны, и мы не молим Бога о том, чтобы вера в нас умножилась. Ведь говорит апостол Павел в Священном Писании: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Вот к этому призывает нас сегодняшнее Евангельское чтение.

Чтобы мы, подобно этому скорбящему человеку поверили в то, что Господь может превозмочь наше собственное неверие и наше ежедневное отречение от Бога в своих грехах. Бог может превозмочь всё. Нам только бы умалить Его об этом. Только бы иметь сознание в том, что не своими усилиями, а милостью Божией и Его действиями, Его благодатью в нашей жизни мы можем и должны изо дня в день наступать всё на новую и новую ступень той самой лестницы, по которой Господь взывает нас взойти в Небесную обитель. По которой указывает нам путь Святая Православная Церковь. Путь этот в многочисленных образах святых подвижников Божиих, которые были явлены от начала мира до сего дня. И величайшее звено, величайшую ступень этой лестницы являет для нас монашество. Будем же изучать труды и образ жизни святых отцов пустынников и монахов, которые могут для нас дать важные ответы на терзающие нас жизненные насущные вопросы. Аминь».

Затем был совершен молебен и все молящиеся окроплены святой водой.


Источник: благочинный Верхнемамонского церковного округа Россошанской епархии иерей Иаков Калинин



 Фоторепортаж
В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию В день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Верхнем Мамоне совершили Литургию



 Последние новости раздела

В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение
В храме Архангела Михаила с. Воронцовка было совершено соборное богослужение

Божественную литургию Преждеосвященных даров возглавил благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов. 


В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник
В Благовещенском храме села Лосево отметили престольный праздник

Возглавил богослужение благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов.


В Павловске прошёл благотворительный концерт в поддержку воинов СВО
В Павловске прошёл благотворительный концерт в поддержку воинов СВО

В мероприятии приняли участие клирики благочиния.



Вернуться в раздел с новостями

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
  18 апреля 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.

В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
  18 апреля 2024

На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.

Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
  18 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...

В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс «В Лазареву субботу»
В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс  «В Лазареву субботу»
  17 апреля 2024

В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...

В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
  17 апреля 2024

Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.

Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
  17 апреля 2024

Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.