20 марта, в пятницу 3-й седмицы Великого поста в храме св. Иоанна Богослова села Гороховка состоялось соборное богослужение.
Благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в сослужении настоятеля храма иерея Константина Деркачева и клириков благочиния иерея Виталия Сулик и иерея Сергия Рязанцева совершил Уставное богослужение – Часы, Изобразительны и Вечерню в соединении с литургией Преждеосвященных Даров.
За богослужением молились прихожане храма и паломники из с. Верхний Мамон.
По окончании богослужения благочинный обратился к молящимся со словами наставления:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В дни Великого поста продолжается благодатное время спасения нашей души, освящение нашей земной жизни. И ориентиром нашей духовной жизни является Господь Иисус Христос.
Однажды, когда Господь показал своё преображение и спустился со своими Учениками к подножию горы Фаворской, то жители припали к Христу и поклонились ниц. Они молили Его исцелить бесноватого. Что такое беснование – это когда бес мучает человека и как свидетельствует сам отец этого несчастного бесноватого сына, «…ввергает его то в огонь, то в воду и много совершает ему пакостей». То бишь, оставить этого бесноватого человека без внимания даже во взрослом возрасте просто было невозможно. Иначе он мог сам себе навредить. Находясь в таком бремени, этот отец очень страдал и скорбел за свое чадо, но не мог ничего сделать. И вот он говорит: «Господи, сжалься над нами. Помоги нам. Ибо я просил твоих учеников, и они не могли исцелить сына». И когда Господь совершает это чудесное исцеление и по слову Христа бес покидает несчастного юношу, то ученики вопрошают Христа: «Господи, почему мы не смогли изгнать из этого человека беса». Когда Господь посылал их в различные селения проповедовать по двое, то по возвращении, как сказано в Писании, они говорили: «И бесы повинуются нам». Господь же говорит о том: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Он говорит ключевые для нас слова: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Вот две составляющие христианской человеческой жизни здесь на земле, без которых невозможно нам с вами трудиться о спасении своей души. Поскольку пост – это есть воздержание не только от внешних обстоятельств – пищи, питья, праздности. А это есть воздержание от греха – когда человек, ограничивая себя, пытается побороться со своим грехом, выявить его и принести в покаянии пред Богом. Молитва же дает нам силы и возможность всегда быть со Христом, учиться от Него и подкреплять свои духовные и телесные силы. Поэтому человек трудящийся подвизающийся заботится о спасении своей души через пост и молитву.
И мы, взирая на слова Священного Писания также стараемся употребить в своей жизни ежедневную молитву. Вопрошаем Господа в начале нашего дня и благодарим Его в конце нашего дня. Стараемся всегда находиться в общении с Богом, совершаем богослужения, молитвословия и стараемся, чтобы эта молитва поселилась в нашем сердце. Есть такие слова в Священном Писании о праведных мужах: «Он всегда ходил пред Господе». Память о Боге, мысль о Боге и молитва к Богу всегда жила в сердце этого праведного человека. А потому он избегал множество прегрешений. Господь сохранял его от всякого рода греха и искушения в этой жизни. Молитва – это то величайшее оружие, которое мы применяем вместе с постом, воздерживаясь от всякого рода греха. Стараясь привести себя в состояние бодрости, крепости. Также из Евангелия мы черпаем богу духновенные слова, которыми живет и питается наша душа. А потому долна настольная книга каждого из нас. Туда мы ежедневно должны обращаться за сокровищем духовным, за словами Божественной мудрости и Божественной истины. Ими же подкрепляется душа человека.
И мы вспоминаем из Священного Писания - когда Господь удалился в пустыню и там совершал строгий сорокадневный пост. Мы знаем, что Господь во время своей земной жизни либо проповедовал, проходя различные города и селения, либо удалялся в пустынные места или горы и там находился в молитве и в воздержании. Господь показывал, таким образом, нам пример нашей земной жизни. И когда сорокадневный пост Господь совершил, то к Нему приступил дьявол и искушал Его. И воспоминаем о том, что говорил Ему дьявол: «Повели, чтобы камни сии сделались хлебом». Иными словами дьявол предлагает Христу новое служение. Социальное служение – хлебом нужно всех накормить. На что Господь отвечает: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». А потому слово Божие – это есть наша пища. Это есть наш духовный хлеб, который мы должны вкушать изо дня в день. Он дает нам подкрепление.
И может быть, когда то в трудный момент или в момент испытаний и искушений, или же когда человек готовится к каким-либо действиям, которые касаются не только его окружающих, он вспомнит, что некогда он прочитал в Евангелие слова о Христе и эти слова возможно сберегут его. Потому душа человеческая живет словом. Это не абстрактный звук, это реальное благодатное действие на душу человека. Поэтому мы с вами в сей Великий пост, должны особо внимать Священному Писанию, заниматься чтением Псалтири дома и тем самым возделывать свою душу, приготавливать её к величайшему празднику – Воскресению Христову. К этому мы все готовимся и стремимся. Мы должны привести себя ко Христу как те пять мудрых дев, о которых говорит Священное Писание. Которые вместе со своими светильниками взяли елей. А что это значит? В лампаду подливается масло, которое потом дает эффект горения. Когда масло иссякает, то пламя тоже заканчивается. Поэтому нам приходится всё время подливать масло в светильники. Вот пять мудрых дев взяли с собой это масло. Но в прообразе конечно же здесь говорится о добрых делах. О добродетели жизни, в которой они потрудились, когда ещё не был с ними Жених. Когда эта встреча совершилась, как сказано : «Сей Жених придет к полуночи», то они были готовые. Они жизнь свою в малом посвятили Богу и этими добрыми делами, добродетельной жизнью и служением ближнему украсили светильники свои, подготовились к встрече с Женихом. И тогда блаженна была их участь, ибо Господь взял их с собой на брачный пир, и они находились всегда с Ним в общении. Так и мы с вами, заботясь о своей духовной жизни, о вечности, к которой каждый из нас призван, должны здесь и сейчас на земле, не в старости или в последние дни своей жизни, а в сию минуту, мы должны с вами посвятить свою жизнь Богу. Всегда и во всем соизмерять каждое наше действие со Священным Писанием, с Божественным словом. И когда мы это будем совершать, мы будем понимать - со Христом ли мы свою жизнь живем или мы по- прежнему не можем себя оторвать от суеты мира сего и водим дружбу с миром сим. Апостол Иаков говорит: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?». Речь идет не о том, чтобы дружить или не дружить с окружающими. А о том, чтобы не принимать в своей жизни соблазна - того служения, которое предлагает дьявол Христу: «Из камня сделай хлеб. Накорми всех и сделай сытыми, чтобы никто не страждал и не голодал. И за это тебя полюбят и восславят».
Жизнь христианина на земле – это крестоношение. Жизнь христианина не может быть без страданий и скорбей. Потому что жизнь наша взята с образа земной жизни Христа. Христос взял на себя наши грехи и понес на себе наши болезни. Христос призвал нас всех к Божественной любви, будучи распятым на Кресте. И эта любовь не может сделать человека равнодушным по отношению к тому, что происходит в мире. А потому сердце христианина всегда скорбит, стенает, плачет и рыдает за свои собственные грехи, за прегрешения мира сего. Потому те, кто возлюбил Господа всей своей душою и всем своим помышлением облеклись в ангельский образ жития здесь на земле, то есть, в монашеское служение. Они непрестанно совершают молитвы не только за себя, но и за весь мир. Конечно мы не находим в себе такой ревности служения Богу, такого рвения в нас нет. Но мы имеем величайшие примеры в истории и тех, которые уже прославлены и тех, которые сейчас трудятся во святых обителях и совершают свои молитвы за нас с вами. Чтобы мы не осуетились до конца, но имели памятование о Боге и понуждали себя приходить к покаянию, к исповеди, к причастию, к общению с Богом. Чтобы мы с вами вытягивали себя из того греховного привычного образа жизни, в котором мы с вами погрязли. И пусть эти слова Божественного Писания, о которых мы сегодня вспоминали, пусть сегодняшнее Великопостное соборное богослужение – литургия Преждеосвященных Даров – всё это вдохновляет нас и благословляет на наши подвиги и труды не только в дни Великого поста, но чтобы вся наша жизнь утвердилась и укрепилась по отношению к Богу. Чтобы мы были постоянными в своем намерении и не колебались из стороны в сторону.
Многое в истории было страшного, скверного и ужасного и сейчас мы слышим то и дело в народе о том, как тягостно и трудно экономически, финансово и за здоровье своё боятся люди. И ужасаются и приходят в страх и смятение. Но не стоит бояться православному христианину, потому что мы с вами пытаемся провести свою жизнь с Богом, как гласит 26-й Псалом: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» Если только я со Христом. Поэтому соизмеряем свою жизнь, исследуем – с кем мы проводим её. И эта история многому нас учит, помогает прослеживать действие промысла Божия в жизни человека. И вспоминаем место в Священном Писании в Ветхом Завете, когда Моисей вывел израильский народ из Египта, дал им свободу духовную, общение с Богом – Отцом, восстановил это общение, был посредником между народом и Богом. И люди видели и слышали как гром и молния сопровождали общение Моисея с Небесным Отцом. И прекрасно понимали те заповеди, которые дал Бог – Отец через Моисея. И всё равно, совершая странствия по пустыне, находясь в стеснении, голоде и жажде, роптали на Моисея и на Бога и говорили: «Как в Египте мы вкушали прекрасно свиная мяса». То бишь, мясо тех египетских поросят. И когда в обществе ропот усилился и до безумия дошли они, не оценивая того дара, который Бог им преподнес, которым Он избавил их от рабства. Ведь первенцев убивали – родных детей, но ели свиная мяса. Страдали, скорбели, но сытые и здоровые. И вот когда так усилился их ропот, то Господь для вразумления навел на них множество перепелов, которых они в безумии стали пожирать. И сказано в Писании: «Когда ещё в устах их были перепела, то ангел губитель вышел и стал забирать души этого общества. И из ноздрей, из ушей всё это было явлено». Как люди со сладким мясом в устах завершали свой земной путь в ропоте, в жестокосердии, в услаждении своей страсти и в отчуждении от Бога. Вот и взвешивается наша жизнь – что нам дороже? Духовная жизнь со Христом и надежда на воскресение из мертвых или же внешнее скоротечное временное сладострастие и удовольствие от тех благ мира, которыми мы пользуемся? Но и эти блага мир не сам собой произвел. А Господь всё дает нам, в чем мы имеем нужду. Мы же по слову Писания должны искать Царство Небесное, а всё остальное приложится нам. Поэтому подкрепи всех Господь иметь четкие духовные ориентиры в нашей жизни и всё происходящее вокруг соизмерять со Священным Писанием, со словом Божиим. Господь помогает нам нести свою жизнь, нам лишь стоит открыть свои сердца и свои жизни. Аминь!
Всех вас поздравляю с Великим постом».
Уставное великопостное богослужение в Покровском храме с. Дерезовка
Чин выноса Креста Господня
В ночь с 4 на 5 мая в храмах Павловского благоиния прошли Пасхальные торжественные богослужения.
Отец Виталий рассказал о страданиях Христа Спасителя в контексте исторических и медицинских данных и показал присутствующим копию Туринской плащаницы.
Мастер-класс провели в Петровском СДК совместно с сотрудниками дома культуры для детей сельского поселения.
Отец Виталий рассказал учащимся о Страстной седмице и о Туринской плащанице.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов, благочинный Россошанского церковного округа и...
Перед богослужением управляющий Россошанской епархией передал для приходов Павловского благочиния лампаду с благодатным огнем.
Выставка была организована руководителем художественной мастерской г. Россошь Ксенией Дубининой.
Богослужение возглавил благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.
В Казанском храме поселка Каменка Божественную литургию в честь главного Православного праздника – Светлого Христова Воскресения совершил благочинный Каменского церковного округи иерей Серги...
В центральном, Свято-Тихоновском соборном храме г. Острогожска Пасхальное богослужение возглавил благочинны Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский.
В ночь с 4 на 5 мая в храмах Павловского благоиния прошли Пасхальные торжественные богослужения.
В богослужении приняли участие 48 мужчин из Каменского района и районного центра. В молебне принял участие глава администрации Каменского муниципального района Анатолий Кателкин.