18 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Успения Пресвятой Богородицы с. Верхний Мамон.
По завершении богослужения отец Иаков обратился к прихожанам с пастырским словом:
«Дорогие братья и сестры, сегодня мы завершили последнюю часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Наше внимание сегодня было обращено к истории Ветхого Завета о праведной жизни Иова Многострадального и о том, что в этой истории отображается вся трагедия, вся духовная брань, которая ведется между человеком и родом лукавым. И здесь преподобный Андрей Критский возглашает: «Ежели праведную душу, которая принимала странников, была гостеприимна ко всем нуждающимся, в изобилии одаривала и являла милостыню ко всем окружающим, была примером для всех, вдруг посещают тяготы, трудности и сатанинское действие её не минует, то как быть нам в данной ситуации?»
В книге Иова мы ясно слышим о том, что дьявол вместе с ангелами Божиими предстал пред престолом самого Господа. И Господь вопрошает его: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:7). И отвечал сатана Господу: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?» ( Иов. 1:10:11).
И здесь дьявол, как самый настоящий и истинный клеветник, произносит хулу как на человека в лице Иова, так и на Господа, дароподателя и любящего Отца. И в итоге Господь попускает это искушение. В отношениях Иова и Бога нам показано это стремление человеческой души к Богу, невзирая на внешние обстоятельства, восхвалять Его во все дни своей жизни, быть благодарным Ему за сам факт творения. И постараться, пусть даже не зная этих обстоятельств, не произнести ни хулу, ни ропота, ни недовольства, но принять волю Божию как истинное благо, даже если она горечная. И об этом Иов отвечает своей супруге, которая тоже хулит Бога: «ты все еще тверд в непорочности твоей! Доколе ты будешь терпеть, похули Бога и умри» (Иов. 2:9). То есть, она, находясь рядом с ним, уже не могла видеть эти страдания. И Иов говорит прекрасную вещь, которую каждый из нас должен взять себе на вооружение: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10). Ведь речь не о том, что Бог зло совершил, а о том, что это промыслительное действие в наших устах, глазах, сердце и в теле нашем ощущается как некая скорбь, боль, теснота. Но мы не знаем, к чему она ведет. Поэтому мы, ежели от Бога принимаем добрая и благая и стремимся к отношениям именно сыновним по отношению к Богу - Отцу, то подобает нам и это горестное принять как некое лекарство для нашего духовного развития. И Иов показывает нам пример крепости, стойкости. И преподобный Андрей возглашает: «Мы же не уподобились Иову ни в праведности его, ни в служении его, ни в милосердии его, ни в любви его». Нам как миновать искушения? Никак! Более того, к этому нужно быть готовым на всякий час своей жизни восхвалять Бога, взывать к Нему, просить Его о помощи в укреплении нашей веры и подкреплять свои духовные и телесные силы.
И сегодня мы вспоминаем историю праведного Иовы и с точки зрения Нового Завета, когда апостол Иаков в соборном послании возглашает: «Се, блажим терпящыя. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр» (Иак. 5:10). То есть, когда мы ослабеваем и вот - вот готовы упасть и произнести слова, может быть скверные и непотребные, и оскверниться через это, то стоит нам иметь пример праведного Иова. Его долготерпение и тот благостный конец, к которому Господь его привел. И сейчас, в пост, время терпения, будем претерпевать и на всякий час молиться Богу. Как апостол Павел призывает нас: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16-18). Благодарю всех за совместную молитву. Аминь».
Утром, 19 марта, в пятницу 1-й Седмицы Великого поста, благочинный совершил уставное великопостное богослужение: Утреню с 1-м Часом, заупокойную Литию, Часы, Изобразительны и Вечерню в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.
По завершении Литургии было совершено молебное пение в честь святого великомученика Феодора Тирона с освящением и благословением колива - отваренной пшеницы с медом.
Коливо по традиции раздали прихожанам в поддержание телесных сил, ведь первая седмица Великого поста - одна из самых строгих в плане вкушения пищи.
Затем отец Иаков обратился к прихожанам с пастырским словом:
«Возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершается первая седмица Великого поста. Суббота и воскресенье уже не входят в пост - совершаются Божественные Литургии. Сегодня последнее Великопостное уставное богослужение, которое предписывает нам первая седмица поста. Сегодня мы совершали Литургию Преждеосвященных Даров, молебный канон великомученику Феодору Тирону и благословение некоего постного кушания - пшеницы, смешанной с медом, что называется коливом. Есть тому особая история и значение этого деяния. Но прежде чем сказать об этом, Священное Писание Ветхого Завета назидает нас такими словами: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Будем же иметь это слово всегда в своем сердце. Поскольку, приходя ко Господу, мы с вами совершаем свой путь, шествие через покаяние, через усматривание своих грехов и пороков, через исповедание своих грехов. И неважно, идем ли мы на исповедь в сей день, или просто совершаем своё богослужение, всегда и во всем, во все дни жизни своей, мы должны иметь покаянное чувство и усматривать свою греховность, своё недостоинство пред Богом. Это всё объявлять в своих молитвах. И ничто так не губит и не отвращает человека как гордость, которая препятствует ему идти ко Христу, которая является причиной падения ангельского чина.
По слову святителя Феофана Затворника, мы должны с вами не следовать горделивому в нас проявлению ложной совести о том, что стыдно исповедать свои грехи. У нас появляется чувство показать себя неким достойным пред взором человеческим. Это всё нужно отвергнуть, смирить себя до зела пред Богом, и тогда мы ощутим в своей душе присутствие Божией благодати. Когда мы совершаем свой жизненный путь именно по действию внутренней гордости в нашем сердце, мы лишаемся самого главного - той самой Божией благодати, которою живет душа человека. Лишаемся и общения с Богом и отвращаемся от Него, бежим от Него прочь. Смирившись же и не искав прегрешения ближнего, но всеми своими силами внимая в свою душу, в свою жизнь свои прегрешения, мы будем с вами открыто пред Богом объявлять ту заразу, тот грех, который в нас гнездится, чтобы Господь всё это попалил. И будем взывать всем сердцем: «Господи, прости мя грешнаго!»
Преподобный Анатолий Оптинский рассуждая также о вере, спасении, душе человеческой, призывает всех нас отложить некое детское малодушие о своей жизни. И действительно, когда мы обратимся к тому, как проводят досуг маленькие дети, то в большинстве своём - это времяпровождение праздное, пустое. Когда младенец тешится теми или иными игрушками. Совершается серьезное дело. Совершается дело спасения нашей души. Весь ангельский мир взирает на то, как мы немощные сражаемся с князем бесовским. Как мы сражаемся с дьяволом и отцом всякой лжи, нечистоты, лукавства и скверны. И сражаемся мы не за какую - то внешнюю приходящую награду, мы сражаемся за свою собственную душу, за пребывание её в вечности. Весь ангельский мир молит Господа укрепить наши телесные и духовные силы, противостать дьяволу, дабы он убежал от нас.
И то действие, которое мы совершили - освящение и благословение колива - оно имеет в себе определенный исторический смысл. В истории христианской Церкви явлен и прославлен святой великомученик Феодор Тирон, который твердо исповедал веру Христову. Служил он в период особых тяжелых гонений и мученичества христиан за свою веру. Потому был жестоко истяжен и лишен жизни здесь на земле имени Христова ради. По прошествии пятидесяти лет после его смерти, греческий император Юлиан Отступник решился лукаво поступить и осквернить всех православных верующих чад Церкви, которые в эти святые дни находились в строжайшем посте. Он по внушению дьявола приказал идоложертвенной кровью окропить все продукты, находящиеся на торговых лавках на рынке. И таким образом, по его лукавому замыслу христиане, покупая даже постные продукты, вкушали бы идоложертвенное. И тем самым их труды и пост и молитва также были бы осквернены. Но святой великомученик Феодор Тирон, который был сожжен ранее в 306 году, во сне явился архиепископу Евдоксию и поведал ему об этом коварном замысле. Более того, он благословил его и всю вверенную ему паству в эти дни не ходить на рынки и базары и ничего там не приобретать, а вкушать только приготовленное коливо, которое состояло из пшеницы и меда.
И мы с вами вспоминаем не только то, как христиане подкрепляли свои телесные силы. Но и о том, как Господь по молитвам святых угодников Божиих ограждает нас от всякой скверны, от всякого греха и порока. Вкушаем эту пищу сегодня с благодарением к Богу и с умилением своего сердца, дабы нам с вами в эти дни Великого поста постараться оградить себя от всякого греха и хотя бы единую в нас гнездящуюся страсть, которая явным образом нас мучила, оскверняла объявить пред Богом, дабы Он её попалил. Не можем мы с вами своими собственными силами достигнуть Царства Божия. Не можем своими усилиями исправиться от грехов.
Если принимая этот помысел, то опять таки допускаем горделивое представление о своей жизни и тем самым лишаемся благодати Божией, которая дается смиренным сердцем. Вот этого желает Господь. Этого ждет Он от нас. Что каждый из нас объявит и сегодня и во все дни своей жизни, что - я, Господи, ноль, что я ничто, я - пустое место. И всё то благое, что в моей жизни было - совершено именем Твоим и действием Твоей благодати. Этого страшно боится дьявол - враг рода человеческого. И бежит от этого образа жизни, от этого состояния, не может его стерпеть и понести. Не может благодать Божия жить по соседству с грехом, пороком и страстью. Ежели, смирившись пред Богом, мы вкушаем благодать Его и ощущаем некую сладость от того, что душа наша умиляется от прощения грехов пред Богом, то в этот момент мы ограждаем себя от той страсти, которая нас мучает.
Дай Бог, братья и сестры, чтоб каждый из нас не жалел себя, был к себе безжалостен, был к себе самым строгим и самым страшным судьёй. Осудивши себя таким образом, мы будем уповать на всеобъемлющее милосердие Божие, на благость и на прощение наших грехов, на Его человеколюбие. Аминь».
Отец Виталий рассказал о страданиях Христа Спасителя в контексте исторических и медицинских данных и показал присутствующим копию Туринской плащаницы.
Мастер-класс провели в Петровском СДК совместно с сотрудниками дома культуры для детей сельского поселения.
Отец Виталий рассказал учащимся о Страстной седмице и о Туринской плащанице.
Отец Андрей поговорил с ребятами о Великом посте, значении седмиц поста и Туринской плащанице.
В богослужении приняли участие 48 мужчин из Каменского района и районного центра. В молебне принял участие глава администрации Каменского муниципального района Анатолий Кателкин.
Его преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Александр Колесников, благочинный Каменского церковного округ...
В ночь с 4 на 5 мая в храмах Богучарского прошли Пасхальные торжественные богослужения.
Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри,
всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры:
...
В ночь с 4 на 5 мая в Ильинском кафедральном соборе в Россоши Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский совершил Пасхальные богослужения - полунощницу, крестный ход, Пасхальную за...
Священнослужитель поздравил проживающих и сотрудников интерната с грядущим праздником Светлого Христова Воскресения и освятил заранее приготовленные куличи и яйца.
Богослужение совершил настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Воробьёвка иерей Игорь Подопригорин.
По завершении богослужения отец Константин поздравил кадетов с наступающим Светлым Христовым Воскресением и к святому празднику подарил ребятам мячи.