К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска

  30 апреля 2015  |    931
К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска

По благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Андрея, епископа Россошанского и Острогожского, к 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, на храме  св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска.

Освящение совершили и.о. благочинного Богучарского церковного округа, настоятель храма св. мч. Иоанна воина иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа, руководитель историко-архивной комиссии и комиссии по канонизации святых  иерей Сергий Папин, клирик храма св. мч. Иоанна воина иерей Евгений Чайкин.

 

Святитель Серафим (Соболев) архиепископ Богучарский (в миру, Николай Борисович) родился в Рязани 1 декабря 1881 г. в многодетной благочестивой семье. Начальное образование будущий владыка получил в церковно-приходской школе. После окончания Рязанской семинарии, в 1904 г. он поступил в Петербургскую Духовную Академию. На последнем году обучения, 26 января 1908 г., епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь прп. Серафима Саровского, а 18 марта того же года был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после окончания Академии назначен преподавателем пастырского училища в г. Житомир, но вскоре был переведен на должность помощника смотрителя духовного училища в Калуге. Во время проживания в Калуге часто посещал Оптину пустынь и общался с её старцами. В 1911 г. назначен инспектором Костромской семинарии, а на следующий год — ректором Воронежской семинарии и возведен в сан архимандрита.

После октябрьского переворота в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 8 февраля 1918 г. был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофанова монастыря. В августе 1918 г. семинария была закрыта новыми властями. Архимандрит Серафим направил жалобу по поводу её закрытия в Облисполком, но ответа не получил. 28 января 1919 г. были вскрыты мощи святителя Тихона Задонского, 8 февраля – святителя Митрофана Воронежского. В ответ на насилие большевиков по губернии прокатилась волна протестов, но все выступления были жестоко подавлены. С 6 по 24 октября шли бои между Белой и Красной армиями за Воронеж. В эти дни большевики живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря за служение молебна о победе Белой армии. Архиепископ Серафим, как очевидец всех этих событий, впоследствии часто говорил, что до сих пор помнит их стоны из под земли…

В конце октября город окончательно перешел в руки большевиков. С последним поездом, отъезжавшим из Воронежа на юг, в открытом вагоне, нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар (ныне Краснодар). В Екатеринодаре он был назначен ректором семинарии, но вскоре был вынужден переехать в Симферополь, где был назначен ректором Таврической семинарии.

В тяжелые дни гражданской войны, 1 октября 1920 г. в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию возглавил митр. Киевский Антоний (Храповицкий). Несмотря на торжественность и благолепие богослужения, которое совершили пять архиереев в сослужении сонма духовенства, собравшегося в Симферополе практически со всей России в поисках спасения от красноармейского произвола и насилия, в своей речи архимандрит Серафим вспоминал страшные слова Апокалипсиса: «и бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: и звезды небесныя падоша на землю…» (Откр. 6:12-13). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии епископа Серафима, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 г., на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе «Херсонес», вместе с комендантом города генералом Стоговым, покинул Россию и епископ Серафим.

Недолгое время владыка преподавал в высшей богословской школе Константинопольской Патриархии на острове Халки, а весной 1921 г. прибыл в Болгарию и по просьбе русских эмигрантов, проживавших в Софии, Заграничным церковным управлением был назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Мирликийского при бывшем русском посольстве. Учитывая большое число русских эмигрантов, проживавших в Болгарии, и существования нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 г. было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние, управляющим которого был назначен епископ Серафим с титулом епископа Богучарского, викария Воронежской епархии.

В ноябре 1921 г. владыка представлял Болгарское благочиние на Русском Православном Архиерейском Заграничном Соборе, проходившем в Сремски Карловци в Сербии, на котором была разработаны принципы урегулирования церковной жизни русских верующих, волею судьбы оказавшихся вне пределов родины. В 1922 г. после разрыва отношений между Карловацким синодом русских архиереев за границей и Патриархом Московским Тихоном епископ Серафим со своей паствой автоматически оказался в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

Владыка, как и вся его русская эмигрантская паства, очень тяжело переживал свое вынужденное проживание вдали от родины, трагедию России, крушение империи и династии с более 300-летней историей. Сохранились свидетельства, что еще в 1926 г. он продолжал служить молебны о словно живом государе. По всей вероятности, владыка долгое время не мог поверить в возможность зверской расправы над Помазанником Божиим.

В 1927 г., как и многие другие заграничные русские архиереи, архиепископ Серафим подписал Окружное послание Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей, осуждающее известную Декларацию митр. Сергия (Страгородского).

В 1934 г. митр. Антонием (Храповицким) был возведен в сан архиепископа. В Болгарии владыка содействовал налаживанию церковной жизни не только русских эмигрантов, но и болгар. Болгарская Православная Церковь с 1872 г. из-за наложенной на неё Константинопольским Патриархатом схизмы, находилась в состоянии изоляции среди православного мира. Для изменения ситуации владыка обращался в высшие церковные инстанции с соответствующими докладами. От Русского заграничного церковного Синода получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря и его усилиям в феврале 1945 г. специальным томосом Константинопольской Патриархии схизма была снята.

В начале Второй мировой войны, хотя в эмигрантской среде еще были распространены мнения о необходимости вооруженного изменения политической ситуации в России, не благословил русских эмигрантов на вступление в воинские части, формировавшиеся тогда на территории Югославии против Советского Союза. Владыка не мог допустить и мысли о военных действиях против своих же соотечественников.

В 1943 г. резко разошелся с митр. Анастасием (Грибановским), отказавшись участвовать на Венском соборе, которым руководили власти Германии. 16 июня 1945 г. вместе со своей паствой воссоединился с Русской Православной Церковью. В 1946 г. принял советское гражданство и получил паспорт под номером 1 советского гражданина в Болгарии, чем, возможно, спас русских эмигрантов от репрессий. В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе Софии, от лица русских верующих владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей — Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины <…> С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

Принял участие в Московском совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в июле-августе 1948 г.

Особое ревностное внимание владыка уделял соблюдению чистоты православного вероучения. Иногда он говорил: «Мои книги – это моя кровь!» К Архиерейскому Собору РПЦЗ в октябре 1935 г. он представил труд «Новое учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией», за который в 1937 г. был удостоен степени магистра богословия. В этом сочинении он подвергал критике новое учение прот. Сергия и обвинял его в ереси.

В августе 1938 г. на II Всезарубежном Церковном Соборе, проходившем в Сремски Карловци, владыка сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия Вселенской Православной Церкви в этом движении и его полную зависимость от масонства, враждебного Православию. А к Совещанию глав и представителей автокефальных православных Церквей, проходившем в Москве в 1948 г. в честь празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, подготовил специальный доклад — «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?».

В 1943 г. он опубликовал сочинение «Искажение православной истины в русской богословской мысли», в котором разбирал богословские взгляды современных церковных деятелей, в частности, митр. Антония (Храповицкого) и митр. Сергия (Страгородского). Учитывая острую полемику в церковных кругах о возможности перехода на новый календарный стиль, владыка написал статью, «О новом и старом стиле», в которой рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового стиля и их противоречие Церковному Уставу, заветам святых отцов и сложившейся богослужебной традиции. Составил также труд «Русская идеология» в доказательство истинности монархического управления России. Является автором множества проникновенных проповедей, призывающих верующих к хранению православной веры. Сам владыка очень любил жития святых свт. Димитрия Ростовского, прочитал все 12 томов одиннадцать раз.

Незадолго до смерти исполнилось одно из заветных желаний любящей монашество души владыки – несмотря на оскудении людской веры и упадок в это время монашеского делания в Болгарии, близ Софии был основан Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Часто посещал главную болгарскую святыню — Рильский монастырь, написал акафист прп. Иоанну Рыльскому, который был переведен на болгарский язык и получил широкое распространение.

Скончался владыка 26 февраля 1950 г. в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Храм не вмещал всех желающих проститься с владыкой. Погребен в крипте под алтарем храма.

Еще при жизни владыки его духовные чада получали, благодаря его молитвам, дивную Божию помощь в своих горестях. Еще при жизни духовные чада ощущали его дар прозорливости, который проявлялся даже на далеком расстоянии. Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих. Здесь совершались и по сей день продолжают совершаться дивные исцеления, скорбящим подается утешение, терпящим житейские трудности – скорое их разрешение. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах. В феврале 2002 г. архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован болгарскими старостильниками. Эта канонизация была тогда признана Русской Зарубежной Церковью. Имя святителя Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского было внесено в официальный месяцеслов Русской Православной Церкви Заграницей (Троицкий Православный Церквовный календарь на 2010 год 13/16 февраля.) в 2010 году, что стало свидетельством местного почитания Богучарского святителя.



 Фоторепортаж
К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева) архиепископа Богучарского на храме св. мч. Иоанна воина г. Богучара была установлена и освящена памятная гранитная доска

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Делегация Каменского благочиния посетила зону проведения специальной военной операции
Делегация Каменского благочиния посетила зону проведения специальной военной операции
  25 апреля 2024

25 апреля, по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин посетил зону проведения специальной военной ...

Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил Каменский детский сад "Колокольчик"
Настоятель Успенского храма села Трехстенки посетил Каменский детский сад "Колокольчик"
  25 апреля 2024

Отец Артемий Фисенко рассказал воспитанникам о светлом празднике Пасхи и принял участие в мастер-классе по изготовлению пасхальных сувениров.

В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
В Свято-Ильинском кафедральном соборе совершена Литургия Преждеосвященных Даров и общая исповедь духовенства Россошанского благочиния
  24 апреля 2024

Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...

В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
В среду 6-й седмицы Великого поста Преосвященнейший Дионисий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня с. Заброды
  24 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...

Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
Руководитель миссионерского отдела Россошанской епархии провел встречу со студентами Педагогического колледжа
  23 апреля 2024

Отец Виталий объяснил слушателям  в чем смысл поста и для чего нужны подготовительные недели. В завершении встречи священнослужитель подарил всем небольшие иконы.

В Богучаре прошёл патриотический фестиваль "Звездочка"
В Богучаре прошёл патриотический фестиваль "Звездочка"
  23 апреля 2024

В детском саду «Родничок» г. Богучар состоялось торжественное открытие ежегодного проекта Городского детского патриотического фестиваля "Звездочка", посвященного 79-ой годовщине Великой Победы...

Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
 Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей  были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
  23 апреля 2024

Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.