Прощеное воскресенье: как возникла уникальная традиция перед Великим постом / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Прощеное воскресенье: как возникла уникальная традиция перед Великим постом

  18 февраля 2018  |    926
Прощеное воскресенье: как возникла уникальная традиция перед Великим постом

Последний день перед Великим постом православные христиане называют Прощеным воскресеньем. Издавна в этот день на Руси верующие просят друг у друга прощения и готовятся вступить в "святую и великую Четыредесятницу" — самый строгий и продолжительный пост. О том, почему сложилась такая уникальная традиция и какие еще смыслы есть у этого праздника, — в материале РИА Новости.

Изгнание Адама из рая

В Церкви Прощеное воскресенье называют еще "сыропустным". Это слово означает "сыр опускаю" ("оставляю"): Прощеное воскресенье — последний день Масленицы, когда разрешается есть скоромную пищу — яйца и молочные продукты.

В Прощеное воскресенье Русская православная церковь совершает за богослужениями "воспоминание Адамова изгнания". По Библии это событие — выдворение первых людей, Адама и Евы, из рая за непослушание Богу — положило начало земной истории. И как праотец Адам потом каялся в своих проступках, так и все верующие, вступающие в Великий пост, призываются к тому же.

Настоятель храма Святой Елизаветы в Покровском-Стрешневе митрополит Рязанский и Михайловский Марк замечает, что ни один человек в своей жизни не может избежать серьезных ошибок, которые Церковь называет грехом. И в этом все люди — "верные" последователи своего прародителя Адама.

"С приходом Великого поста мы должны начать другую жизнь, наступило время оплакивать соделанные нами грехи. Мы повторили путь Адама в грехопадении, но нам еще предстоит повторить его путь в покаянии. И открывающийся перед нами период Великого поста помогает нам в этом", — говорит архиерей.

По его словам, при слове "покаяние" у некоторых возникает представление, что это "сплошные отрицательные эмоции" и полная противоположность тому, что понимают под полноценной жизнью. Однако в действительности лишь первый этап покаяния — раскаяние — может быть связан с негативными переживаниями. Полноценное же покаяние наполняет душу радостью и избавляет человека от внутренних конфликтов, порождающих грех.

Считается, что первой Божьей заповедью, которую нарушили Адам и Ева, был именно запрет "вкушать" плод одного, определенного Богом дерева — "древа познания добра и зла". И чтобы примириться с Богом, человек снова должен пройти через пост. Правда, теперь это воздержание гораздо более строгое.

"Прости меня!.. "

В Прощеное воскресенье во всех православных храмах читается отрывок из Евангелия со словами Спасителя: "Если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Это обязательное условие для вступления человека в пост, без которого даже полное воздержание от пищи будет считаться, выражаясь юридическим языком, недействительным: Бог не примет его.

"Чтобы пережить прощение, нам надо научиться самим прощать. Вот именно потому, что мы нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать других людей. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам", — объясняет клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, протоиерей Олег Стеняев.

Воплощая этот призыв к всепрощению, в церквях и монастырях служат вечерни с особым "чином прощения". Священники читают молитву, прося у Бога благословения для всех на предстоящий длительный пост (помимо 40-дневного Великого поста, это еще и следующая за ним Страстная "седмица", неделя). Затем по традиции духовенство просит прощения у всех, собравшихся в церкви, а миряне — у духовенства и друг у друга.

"Прости меня" и "я прощаю" верующие говорят в течение дня и всем своим домочадцам и знакомым, которым чем-то досадили или на которых сами держат обиду. Конечно, слова могут быть и другими, главное — дух примирения. Извинится за свои проступки, "вольные или невольные", перед всеми и патриарх после вечерней службы в храме Христа Спасителя.

Сам чин прощения берет свое начало в палестинских и египетских монастырях V–VI веков, когда накануне Великого поста монахи на 40 дней уходили в пустыню, чтобы посвятить все свое время молитве и подготовке к празднику Пасхи.

"Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне, — рассказывает насельник Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский). — Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения — чтобы примириться со всеми людьми и, благодаря этому, — с Богом".

Не "личный подвиг"

А за неделю перед Прощеным воскресеньем православная церковь вспоминала евангельскую притчу о Страшном суде, после которого Господь введет в Царство Небесное тех, кто как-то помогал другим людям в их нуждах, и во "тьму внешнюю" — не оказавших своим ближним никакой милости.

Однако, как объясняет преподаватель и духовник Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Вячеслав Харинов, "неделя о Страшном суде" может подвигнуть человека чрезмерно увлечься различными социальными проектами, он может решить, что его спасение зависит именно от того, сумеет ли он "накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного, заключенному помочь". Но Прощеное ставит все на свои места.

Оно показывает, что человек приобретает Царство Небесное не благодаря каким-то "внешним" добрым делам, а прежде всего путем "стяжания" (достижения) особого внутреннего состояния — того "нравственного чувства, нравственного богатства", которым он может поделиться с каждым. Прощение других и осознание собственных ошибок — это и есть ключ к такому особому, "спасительному" состоянию души. И в этом главный урок этого дня.

Отец Вячеслав говорит о прощении и как о "реализации в себе богоподобия": "Потому что Бог прощает — Он милостив и многомилостив. И мы, делая то же, как бы примеряем на себя это богоподобие, как бы подражаем Творцу в этом акте".

"Наше спасение начинается с того, как мы будем относиться к ближнему. Смысл христианской сотериологии (учения о спасении. — Прим. ред.) в том, что, если мы не сделаем ничего для спасения ближнего, мы сами не спасемся. И в этом отношении, конечно же, пост — удивительное время. Надо уметь увидеть в нем не личный подвиг, не мое личное дело, но момент какого-то удивительного служения другим… Увидеть наше собственное спасение в ближнем", — заключает священник.

Примеров тому много в жизни святых. Один из древних отцов церкви Антоний Великий считал неприличным делать что-либо хорошее для себя прежде, чем сделает это ближнему. А знаменитый подвижник XX века старец Силуан Афонский писал, что "блаженна душа, любящая брата своего, ибо брат наш есть наша жизнь".

Источник: http://crimea.ria.ru



Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В день памяти прп. Сергия Радонежского Правящий Архиерей Россошанской епархии сослужил Предстоятелю Русской Церкви за Литургией в Троице-Сергиевой лавре
В день памяти прп. Сергия Радонежского Правящий Архиерей Россошанской епархии сослужил Предстоятелю Русской Церкви за Литургией в Троице-Сергиевой лавре
  18 июля 2025

18 июля, в день праздника обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), епископ Россошанский и Острогожский Дионисий участвовал в совершении богослужения на Соборно...

Спорительница хлебов посетила Кантемировский район
Спорительница хлебов посетила Кантемировский район
  18 июля 2025

С 17 по 18 июля по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, Ильинский казачий крестный ход с иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», который проходит по т...

Прибытие Сицилийской–Дивногорской иконы Божией Матери в Свято–Тихоновский соборный храм Острогожска
Прибытие Сицилийской–Дивногорской иконы Божией Матери в Свято–Тихоновский соборный храм Острогожска
  18 июля 2025

17 июля вечером, в преддверии празднования обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца, Сицилийская-Дивногорская икона Царицы Небесной была доставлена в Свято-Тихоновский соб...

Молебен в день памяти святых Царственных страстотерпцев
Молебен в день памяти святых Царственных страстотерпцев
  18 июля 2025

17 июля, в день памяти святых Царственных страстотерпцев: Императора Николая II, Императрицы Александры, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и царевича Алексия – настоятель храма в честь и...

Ильинский казачий крестный ход прошел по территории Россошанского церковного округа
Ильинский казачий крестный ход прошел по территории Россошанского церковного округа
  18 июля 2025

14 - 17 июля по территории Россошанского церковного округа прошел XII Епархиальный Ильинский казачий крестный ход с чтимой иконой Божией Матери Спорительница хлебов.

В канун праздника обретения мощей прп. Сергия Радонежского епископ Дионисий сослужил Патриарху Кириллу за всенощным бдением в Троице-Сергиевой лавре
В канун праздника обретения мощей прп. Сергия Радонежского епископ Дионисий сослужил Патриарху Кириллу за всенощным бдением в Троице-Сергиевой лавре
  17 июля 2025

17 июля, в канун праздника обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского (1422), епископ Россошанский и Острогожский Дионисий сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси К...

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
  15 июля 2025

Пресвятая Богородица Своим образом «Сицилийская-Дивногорская» посетила приходы Острогожского благочиния.

Круглый стол для будущих мам
Круглый стол для будущих мам
  15 июля 2025

15 июля в конференц-зале Павловской районной больницы состоялся круглый стол для будущих мам. Встреча собрала экспертов из разных сфер, чтобы помочь беременным женщинам получить максимум полезной инфо...