Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Святитель Серафим (Соболев)

  12 Декабря 2016  |    571
Святитель Серафим (Соболев)

Архиепископ Серафим (в миру Николай Соболев) родился в Рязани в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. В семье было 12 детей, семь из которых умерли в детском и юношеском возрасте. Николай был десятым ребенком. Когда ему было шесть лет, его отец перенес инсульт и 14 лет, вплоть до самой смерти, был прикован к постели. Семья была очень религиозной и благочестивой. Домочадцы во всем полагались на Бога. Особенно большое влияние на будущего иерарха оказала его мать, желавшая, чтобы сын стал священником. В 1894 году Николай был принят во второй класс Рязанского духовного училища, окончил Рязанскую духовную семинарию, а в 1904 году не без явной помощи Божией поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учился он на курс младше другого замечательного архипастыря и подвижника митрополита Вениамина (Федченкова). Владыка Вениамин описывал юного Николая как веселого, искреннего и богобоязненного человека, который в каждом своем ближнем старался видеть только хорошее. В академии они вместе состояли в так называемом Златоустовском кружке, где под руководством своего духовника архимандрита Феофана (Быстрова), впоследствии епископа Полтавского, изучали святых отцов. Именно святоотеческая литература и пример своего наставника строго монаха-аскета побудила молодых людей избрать монашеский путь.

После принятия монашества и рукоположения будущий святитель защитил диссертацию и начал преподавательскую деятельность в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Сначала в Житомире, затем в Калуге и Костроме. В 1912 году он был назначен ректором Воронежской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. Здесь архимандрит Серафим служил вплоть до 1918-го года, когда оставаться в Воронеже ему оставалось уже небезопасно. В период гражданской войны архимандрит Серафим встал под начало Временного Высшего Церковного Управления на юге России. Вскоре он, как и многие другие святители, оказался в Крыму. В это время здесь находился давний его товарищ, будущий митрополит, а тогда епископ Севастопольский Вениамин (Федченков). Тут же, в Крыму, состоялась епископская хиротония и владыки Серафима. В святительское достоинство он был возведен в 1920 году в день Покрова Пресвятой Богородицы в кафедральном храме города Симферополя.

С поражением Белой армии, в ноябре 1920-го года, он, как и многие другие священнослужители Русской Церкви был эвакуирован из Крыма в Константинополь. Уже весной следующего года владыка Серафим был назначен настоятелем Свято-Никольской церкви в Болгарии в городе Софии. Вскоре Высшее Церковное Управление за границей назначило владыку управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Глава Русской Церкви Святейший Патриарх Тихон дал епископу Серафиму титул «Богучарский». Поскольку если бы не свершившаяся революция 1917 года и последующая гражданская война, владыка Серафим вполне мог стать викарным Воронежским епископом на Родине. До конца своих дней он оставался в должности управляющего русскими приходами в Болгарии, сначала в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, затем в юрисдикции Московского Патриархата. С 1934 года местом служения тогда уже архиепископа Серафима стал храм святителя Николая на бульваре Царя Освободителя. Можно сказать, что Промыслом Божиим владыка Серафим, в крещении Николай, стал новым болгарским чудотворцем. Как святитель Николай Чудотворец, владыка Серафим спешит на помощь больным и обездоленным. Болгарский народ его любит, как и он полюбил этот народ и Болгарию как свою вторую родину.

За, казалось бы, невзрачной и ненасыщенной большими событиями жизнью святителя, скрывается богатая духовная жизнь подвижника и аскета. Владыка часто повторял слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Поменьше своемудрия, побольше простоты». Оставаясь за пределами своего Отечества, он непрестанно молился, работал над своими богословскими трудами и смиренно окормлял данную ему Богом паству. Бывали у владыки и скорби. Он часто болел, в середине 20-х годов находился на грани смерти от туберкулеза. Кроме того, архипастырь всю свою жизнь ухаживал за больным братом.

Сегодня мы намеренно не касаемся богословских трудов владыки, в которых он отстаивает Православие и обличает современные ему не православные учения. Не касаемся его взглядов на епископскую власть в Церкви, которые были весьма созвучны мыслям и святым отцам, и деяниям Поместного Собора 1917–1918 гг., 100-летие которого мы будем отмечать в следующем году. Все это, несомненно, очень важно, но уместно скорее на специальных научных конференциях. Сегодня мы бы желали представить тот облик владыки, каким его видят простые верующие. А именно, как скорого помощника и чудотворца.

Владыку Серафима отличала строгость к себе и всепокрывающая любовь к окружающим. Он говорил: «Не будь как конь, которого может оседлать любой человек и бес. Будь серьезным, твердым и постоянным».Но эту серьезность он оставлял, когда общался с детьми, которые его очень любили. В эти моменты владыка был сам как ребенок, что говорит о его душевной чистоте и большом сердце. Его отличало необыкновенное смирение. Он говорил: «Абсолютно со всеми будь смиренным. Будь низко к земле и тогда, если тебя и толкнут, не разобьешь голову». За это смирение Господь наделил святителя обильными дарами, среди которых первым стояла любовь ко всем.

Уже при жизни владыки проявилась его прозорливость и сила молитвы. Это не могло укрыться от простых людей, которые шли к нему за помощью и неизменно получали ее. Перед своей кончиной архипастырь завещал, приходите ко мне на могилку как к живому, и, даст Бог, я вам помогу. О времени своей кончины он тоже знал. Это случилось 26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия.1 марта святитель был погребен в крипте Никольского храма, и почти сразу же началось его почитание как святого. Число почитателей владыки с каждым годом росло. Сразу же начались и записи чудес по молитвам архипастыря, большая часть которых сегодня опубликована. Большинство случаев, как раньше, так и сегодня связано с исцелениями, обращением к вере, дарованием дитя, помощи, в, казалось бы, обычных житейских делах и обстоятельствах. Особенно чудесными являются случаи исцеления безнадежно больных, в том числе раковых больных. Нередки случаи, когда медики констатировали полное исчезновение раковых опухолей после обращения несчастных с горячими  молитвами к святителю.

Повторимся, сегодня владыка пользуется большим почитанием в Болгарии. Это почитание зиждется не на рассказах и историях, а на реальной, ежедневной помощи святителя, которую получают тысячи верующих. Как блаженная Матрона Московская является помощницей для многих верующих в России, так святитель Серафим помогает сегодня болгарскому народу. Но у Бога нет границ. И сегодня святитель Серафим не только возвращается к нам, будучи прославлен и канонизирован для общецерковного почитания, но и связывает общими молитвенными узами две братских Церкви – Болгарскую и Русскую. Титул «Богучарский», который он сохранил до конца своих дней, а также сегодняшнее событие является ярким тому свидетельством. Потому мы сегодня присоединяемся к молитвам болгарского народа и из сердца России обращаемся к святителю: «Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас».

Актовая речь Просветова Ростислава Юрьевича,

церковного историка, члена рабочей группы по научному изданию документов Поместного собора 1917-1918 гг.



Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

«Шедевры Палеха» в Острогожске
«Шедевры Палеха» в Острогожске
  16 Августа 2019

16 августа в Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского открылась Художественная выставка «Шедевры Палеха».

Выставку открыли мастера иконописи и живо...

V Армейские международные игры «АрМИ-2019» в Острогожске
V Армейские международные игры «АрМИ-2019» в Острогожске
  15 Августа 2019

14 и 15 августа в Острогожске проходит конкурс «Мастера автобронетанковой техники» в рамках V Армейских международных игр «АрМИ-2019».

Состязания мастеров автобронетанковой техник...

Воинская присяга в Острогожске
Воинская присяга в Острогожске
  15 Августа 2019

В четверг, 15 августа, в войсковой части 20155 г. Острогожска — Учебном центре по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы, состоялся торжественный воинский ритуал приведения к ...

Монашеская конференция на тему «Современные технологии для живущих в монастыре: новая реальность или ловушка?»
Монашеская конференция на тему «Современные технологии для живущих в монастыре: новая реальность или ловушка?»
  15 Августа 2019

15 августа 2019 года, в день памяти перенесения из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, в Костомаровском Спасском женском епархиальном монастыре была совершена ...

Архиерейское богослужение в Белогорской обители
Архиерейское богослужение в Белогорской обители
  14 Августа 2019

14 августа, в день, когда Святая Православная Церковь воспоминает праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и ...

Престольный праздник Спасского храма г. Россошь
Престольный праздник Спасского храма г. Россошь
  14 Августа 2019

14 августа, в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, Церковь также совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое было установлен...

Празднование Всемирному Спасу и Пресвятой Богородице на приходе Троицкого храма
Празднование Всемирному Спасу и Пресвятой Богородице на приходе Троицкого храма
  14 Августа 2019

14 августа Святая Православная Церковь совершает празднование происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. 

В Троицком храме п.г.т. Подгоренский в эт...

Медовый Спас в Михаило-Архангельском храме Острогожска
Медовый Спас в Михаило-Архангельском храме Острогожска
  14 Августа 2019

14 августа, в праздник происхождения (изнесения), Честных Древ Животворящего Креста Господня и памяти семи мучеников Маккавеев, настоятель Михайло-Архангельского храма Острогожска протоиерей Вл...