«Христианство – это пространство счастья» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Христианство – это пространство счастья»

  11 декабря 2016  |    951
«Христианство – это пространство счастья»

Всех вас, возлюбленные братья и сестры, я приветствую с воскресным днём и святыми спасительными днями Рождественского поста!

Мы находимся в это время, как некогда древнее человечество находилось в состоянии ожидания пришествия Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Множество пророков, писаний говорило о том, что придёт Мессия и даст свободу человеку. Давайте мы с вами порассуждаем об ожидании пришествия в мир Спасителя и Господа, Который должен дать освобождение человеку, в контексте сегодняшнего евангельского чтения.

О чём оно нам повествует? Это рассказ о том, как Спаситель исцелил женщину, которая была связана сатаной, как говорит Сам Христос. Она находилась в таком состоянии, что все мышцы и кости её были скрючены, была как бы свёрнута в клубок. В таком ужасающем виде она передвигалась, не видя ни белого света, ни солнца, ни звёзд, всего того, чем мог бы восхищаться человеческий взор, благодарить Творца, радоваться жизни. Наверное, люди, которые встречались с этой женщиной, воспринимали её как уродицу, калеку, инвалида, как сейчас принято говорить, человека недееспособного, с ограниченными возможностями. И вот Христос Спаситель, Который пришёл в мир для того, чтобы не нарушить закон, а исполнить, показывает нам несколько вещей, о которых современный мир, в том числе и крещёные христиане, рассуждают очень вольно. Во-первых, Христос в субботу, в день священный, приходит в синагогу. Он истинный Бог, Который воплотился на земле. Нужны ли Ему те правила, которые человек себе устроил и написал, чтобы ассоциировать себя с принадлежностью к Богу? А между тем, происходит это после того, как человек сбежал от Бога, совершив грехопадение. Тогда было написано множество правил, заповедей, особенностей поведения, чтобы человек, вероятно, чувствуя своей немощной душой необходимость Бога, создаёт условия, в которых он ощущает это присутствие Божие. Создаются места собраний, в которых люди читают Священное Писание, толкуют его, возносят молитвы. Эти собрания священны, и именно в священный день и праздники их наполняют люди. В священный день, субботу, когда душа человеческая должна быть в отдохновении вместе с его физическим телом, положено это отдохновение черпать не в простом покое, в безделье, праздности, а в том, что питает душу: рассуждении о Божественном, о том, что Бог явил человеку в истории, как Бог являет Себя и открывается нам, подкрепляя наши силы, укрепляя веру, просветляя разум и управляя нашу жизнь. Как много сейчас христиан, которые говорят: «Зачем мне посещать храм, богослужения, исполнять какие-то обряды, молиться или поститься? Это участь людей несчастных или особо верующих. Когда у людей наступает несчастье, они идут в церковь». Не потому ли мы должны идти в церковь, что  в день священный или праздник мы должны исполнить Божью заповедь? Это нам показал Сам Христос, Который не нуждался ни в местах собраний, ни в особых молитвах. Он Сам был молитва, Сам был место собрания и установленный закон и установитель закона. Но Он смиряется и показывает, каким должен быть путь человека на земле. Он Сам следует этому закону, приходя в места собрания, вознося молитвы, рассуждая о Священном Писании. Откуда бы мы узнали о Его Божественном происхождении, если бы Христос Своим действием сначала в Ветхом Завете через пророков, а потом Сам непосредственно в этих местах собрания не раскрыл тайны Его символов и не стал бы говорить его языком. Потом ученики Христа это записали и дали Его откровения в Евангелии, Священном Предании нашей церкви.

Вот почему так необходимо следовать закону времени собрания в храм и исполнения праздников, которые воспевают и святые праведники Ветхого Завета, и которые показывает Христос Господь собственным примером. Пришедши в храм, Он, исполнитель закона и сам закон, казалось бы, что должен был сделать, если бы воспринимал Своё присутствие как некий символ, правила, учреждённые человеком? Он должен был бы относиться к этому закону как человек слепой, который во главу в угла ставит закон, его освящает и больше никаким содержанием не наполняет. Мы знаем из слов мудреца, что закон дан человеку для того, чтобы помогать жить ему на земле. Для злых он – казнь, для праведников – только раскрытие возможностей для жизни.

Вот мы видим событие, произошедшее в синагоге. Женщина, о которой повествует Евангелие, скрюченная, страшная, слышит голос Христа Спасителя, обращённый к ней, который повелевает ей выпрямиться. Христос возлагает на неё руки и молится, чтобы произошло это исцеление. И вот чудо, которое невозможно изъяснить, аналогов которому нет и которое происходит не потому, что была вера у этой женщины. Мы знаем о множестве исцелений, которые совершает Господь по вере нуждающегося человека, но в данной ситуации женщина даже не ждёт, что к ней кто-то обратится. Она слышит голос, который ей повелевает быть свободной, освободиться от недуга.

В этот момент законники, хозяин синагоги, настоятель храма проявляет негодование, упрекая, что время для исцеления выбрано не подходящее, что суббота и надо находиться в покое, а не нарушать закон. Этими словами настоятель обращается в общество, но звучат они непосредственно в адрес Христа. Законник чувствует свою слабость, но злоба переполняет его. Что же Христос? Христос говорит, что это дочь Авраама. Что значит быть дочерью или сыном Авраама? Это люди, в том числе и мы с вами, верующие. Ведь Авраам – отец верующих. Что означает ещё быть детьми Авраама? Это значит, что мы носим Образ Божий. И Христос говорит: «Не надлежит ли эту дочь Авраама исцелить и освободить от власти сатаны, который связал её и 18 лет она находится в этом состоянии. Неужели каждый день вы, собранные здесь, и ты, хозяин синагоги, не отвязываете вола или осла, чтобы накормить или напоить его? Но вы так ревностно относитесь к тому, что человек был исцелён в субботу, день покоя! Осуждаете что? Проявление любви к немощному, связанному сатаной Образу Божию?»

Эта ненависть к любви станет причиной того, что человечество предаст Христа на распятие, и будет предавать Его на распятие ещё много раз. В каждом из нас Христос распинается, когда мы с вами предаём любовь, выбираем сторону зла, закона, делая закон той урной, в которой находится прах, и которой мы поклоняемся. Тем самым мы превращаемся в ветхозаветное человечество, которое избрало себе богом золотого тельца. Но как мы этот закон используем? Так, чтобы оправдать своё беззаконие. Ищем лазейки, чтобы оправдать свою греховность: воровство, злобу, предательство, ложь, прочие вещи, прикрываясь юридическим законом государственного права, отстаивая свою гордость; в духовном законе ищем лазейки, чтобы дать оправдание своему греховному существу. Таким образом, мы используем закон не для жизни, а для смерти, умерщвления самых себя. Находясь в таком состоянии, мы с вами лишаемся самого главного, что должно быть в законе, что должно жить и действовать среди человечества – любви.

В последующие времена христианства, во время святителя Кирилла Александрийского, была учёная, имеющая свою философскую школу по имени Агора. Историки очень противоречиво описывают взаимоотношения святителя Кирилла и Агоры. Но есть один сюжет, который побудил святителя обличать тогдашнее иудейское общество. Христиане тогда, услышав слова проповеди святителя, пошли бить евреев. В субботу евреи, вместо того, чтобы молиться, читать Священное Писание, собирались в местах увеселения (в цирке смотрели представление). Как это похоже на нас! Скоро наступит новый год, приходящийся на время поста. Мы оставим на время рассуждения о Богомладенце, оставим свою подготовку, чтобы достойно встретить пришествие в мир Спасителя и Господа нашего, предадимся подготовке к празднику, будем думать о праздничных нескоромных угощениях. Но, однако, можно ограничиться и постным столом в этот день, освятить его молитвой, поблагодарить Бога за время прошедшее и взять у Бога благословение на время предстоящее, чтобы в это время Господь дал нам возможность покаяться и исправить себя.

Мы  с вами похожи, если рассуждать о духовном состоянии, на ту скрюченную, связанную сатаной женщину. Каждый из нас нуждается в том голосе, который скажет нам: «Выпрямись и будь свободен». Голос этот может прозвучать только от Христа Спасителя. Если мы будем отвергать его в угоду нашим человеческим установлениям, образу жизни, нашему миропониманию и не будем растворять своё мировосприятие тем, чем Он растворил Своё пришествие в мир – любовью – то мы с вами будем похожи на того законника, хозяина синагоги. Мы не увидим в своём ближнем Образа Божия, не увидим в нём ни дочери, ни сына Авраама, будем считать его падшим, негодным человеком, который может в другое время сделать то, в чём он нуждается, тем самым лишая его возможности узнать, что такое любовь. Мы не хотим смирить себя, чтобы быть теми людьми, которые умеют и должны терпеть, но хотим, чтобы Господь терпел нашу греховность. Мы хотим быть счастливыми и радостными на земле, но часто делаем так, чтобы этой радости, этого счастья были лишены люди, находящиеся вокруг нас. Оправдываем себя тем, что нет условий, непониманием, что нас не слышат, что нет ответного смирения у других людей по отношению к нам, что в наш адрес не проявили послушания. Как это похоже на нашу повседневность, наши человеческие взаимоотношения! Неужели это всё, как мы живём и как мы привыкли воспринимать жизнь, стоит того, чтобы через такое неправильное греховное отношение к жизни лишить себя возможности почувствовать, что такое свобода в любви, дарованная Господом?! А ведь мы призваны к ней изначально, чтобы в ней быть счастливыми.

Часто христианство ассоциируют с бесконечными страданиями, терпением скорбей. Это неправда. Христианство – это пространство счастья. Нужно  жить сегодняшним днём, в котором мы благодарим Бога за всё, что к нам приходит. Заботу следующего дня воспринимаем только через то, что Бога благодарим и просим Его дать возможность вновь увидеть свет, когда он наступит. Когда же он приходит, в достатке мы или в нужде, будем с упованием на Бога устраивать свою жизнь и черпать свои силы там, где проявляется наша вера. А если мы строим долголетние планы, которые часто разрушаются, не реализуются, как часто мы приходим  в отчаяние и уныние! Сетуем на Бога, спрашиваем себя, почему же мне Он не даёт счастья. Потому что мы привыкли жить без Него, не хотим свою волю вверять Его воле. Из такой живой иллюстрации можно привести пример фильма «Монах и бес». Вспомните, как монах молился: «Господи, я не знаю, о чём молиться. Ты Сам молись во мне. Научи меня только одному – покоряться Твоей воле. Сам веди мою жизнь, как ты считаешь нужным для моей пользы». Когда мы так научимся относиться к жизни, так сказать в адрес Бога, а не приходить к Нему с требованиями дать одно или другое, тогда наступит наше понимание, что такое жизнь в Боге, с Богом, понимание того, как Бог живёт среди нас.

Я желаю нам всем в эти дни святого поста порассуждать над тем, в каком состоянии мы находимся, как мы ожидаем пришествие в мир Спасителя, что для нас значит это событие, что такое для нас праздник Рождества Христова, как мы, христиане должны проявлять и настраивать себя в священное время подготовки к празднику и во время самого праздника? Чего нам не хватает, чтобы услышать голос Божий, звучащий в нашем сердце и нашей совести? Рассуждая так, проводя своё время так, прийти к тому времени, когда указующая нам путь к яслям Христовым звезда соделает нас счастливыми, радостными от того, что мы услышим молитвословия, звучащие в адрес Новорожденного, славословия, которые звучат в адрес человечества, давая обетование ему, открывая новый путь понимания жизни.

Я желаю всем нам милости Божией, заступничества Царицы Небесной, доброго христианского настроения и веры, упования на промысел Божий, доверия Его промыслу. Аминь.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе,

12 декабря 2016 года.

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
  26 июля 2024

26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенства Россошанской епархии приняли...

На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
  25 июля 2024

25 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», временно командированный клирик Белгородской епархии иерей Андрей Коровин вместе с прихожанами храма Преображения Господня села Новая Кри...

Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
  25 июля 2024

25 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», в храме Вознесения Господня города Калач была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.

Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
  25 июля 2024

Пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии завершилось. В связи с этим 25 июля в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Семёновка настоятелем храма Успения Пре...

Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
  25 июля 2024

Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийского молебна о Победе.

В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
 В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
  24 июля 2024

24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, настоятель храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с. Галиевка Богучарского района  иерей Евгений Чайкин  сов...

В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
  24 июля 2024

24 июля – 5-й день пребывания чтимого образа Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района.

Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
  23 июля 2024

23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.