Я сердечно приветствую вас с сегодняшним днём, когда мы празднуем память всех от века преставившихся вождей и воинов на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших.
Мы должны молиться за своих усопших. Тем самым мы свидетельствуем о единстве Церкви Небесной и земной. Также свидетельствуем и о том, что у Бога нет мёртвых. У Бога все живы. Рассматриваем же мы это время, в котором находятся наши усопшие сродники, как одну продолжительную субботу. Вспомните пасхальное время. Мы говорим о том, что Царь царствующих и Господь господствующих – Христос Спаситель – пребывая в упокоении, субботствует, то есть находится в покое от всех тех дел, которые сосредоточены вокруг промысла Божия о спасении человека. Наконец дело спасения человека завершено. Господь, претерпевая распятие и смерть, пребывая во гробной пещере, пролив Свою драгоценную кровь для искупления человеческого рода, призывает всех с собой упокоиться, войти в состояние покоя и созерцания и воскреснуть, восстать в наследие Царствия Небесного. Восстать, чтобы царствовать вечно и жить вечно. До того момента, когда весь мир закончит свою историю бытия, когда весь мир предстанет на суд Божий, и все воскреснут: люди, которые были от Адама, до самого последнего умершего, который будет в момент пришествия в мир Христа Спасителя. Все воскреснут, предстанут на суд и получат определение о своей участи: либо вечного блаженства, либо вечного осуждения. До этого момента люди, которые отошли в вечность, субботствуют. По заповеди ветхозаветной суббота есть день покоя. Этот день покоя посвящён Богу, размышлению о Нём, поучению в законе Божием, в заповедях Божиих.
Мы сегодня слышали из евангельского чтения, что Спаситель с учениками в субботу проходит через засеянные поля. Они проголодались и стали срывать колосья, вкушать пшеницу. Увидев это, фарисеи и законники, которые блюли религиозные заповеди и совесть народа, начали возмущаться, почему Он, Учитель, который творит чудеса, знает закон, не запрещает своим ученикам нарушать заповедь о субботнем покое? Ведь в субботу по древнему закону ничего нельзя делать: люди должны полностью пребывать в покое, как умершие.
Но умершие знают пространство бытия Божия, которого мы с вами, живые, не знаем, потому, что мы находимся в плоти. Наша огрубевшая плоть не даёт нам этого полноценного знания. Умершие же погружаются в другое пространство, где им открывается вся правда: о мироздании, об их жизни, о жизни близких, о загробной участи человека. Находясь в таком состоянии покоя, они созерцают эту правду, венцом которой является Господь, наслаждаются этим состоянием или же пребывают в скорби от этого состояния, потому, что лишены возможности войти в эту правду из-за своих грехов, беззаконий. Так и люди, которые живя на земле, не знают закона о субботе, лишаются радости этого дня, потому что земная суета их тяготит. Они стремятся больше заработать, стремятся к удовольствиям, к решению каких-то вопросов и проблем. Для них нет разницы между днём покоя и трудовыми днями. У таких людей всё время происходит в жизни движение, которое поглощает их ум и душу. Когда же человек находится в Боге, он всегда находится в состоянии и субботствования, покоя, и вместе с тем, в состоянии труда. Апостолы, которые срывали колосья в субботний день и вкушали, потому, что были голодны, не требовали для себя ничего и не могли нарушить закона по духовному рассуждению, потому, что с ними был Христос. Христос есть Сам истина, закон и правда. Восторженные и отвлечённые от всего земного, погружённые в беседу со Христом ученики, которые следовали за Ним, были отвлечены от всего, что определяет бытие земного человека. Этим они возмутили законников и фарисеев.
Мы с вами, живущие в христианскую эпоху, над этим чтением должны рассуждать следующим образом. Если мы живём в Боге, трудимся ради Бога, если мы свою жизнь совершаем к славе Божией, на всё у Господа просим благословения и возносим Господу благодарность, то, бываем свободны от этого закона, человеческих рамок бытия. Но если наша тленная и суетная жизнь нас сковывает, и мы забываем Бога, то для нас ничего не остаётся, как чётко держать себя в рамках закона, потому что, отойдя от него, окончательно растлеемся. Наше внутреннее человеческое состояние, наш разум, наше сердце придёт в состояние расслабления. Мы не будем способны чувствовать ничего. Для нас такое состояние очень опасно. Очень важно, чтобы мы, рассуждая о том, каким образом христианину надлежит жить, и, обращая свой взор к евангельским повествованиям, должны брать те нравственные примеры, которые помогают нам формировать своё бытие на земле.
Мы вроде бы и христиане, но ветхозаветный закон в нас действует. Мы не свободны от суеты жизненной, каких-то требований, поэтому очень важно нам научиться свободе во Христе. Это несложно. Человек начинает свой день молитвой и также заканчивает его молитвой, приходит на работу и просит у Бога благословения, приходит домой и возносит Богу благодарение. Какой бы это не был день, для христианина всегда найдётся добрый труд, возможность прославить Имя Божие, служа ближнему, своему народу и личному спасению. Когда человек остаётся наедине с собою, он может помолиться, духовно отдохнуть, исполняя эту заповедь о субботе, пребывать в состоянии покоя и созерцания Господа. Конечно, по-человечески мы должны понимать, что отдохновение нам нужно для восстановления наших сил. Мы должны также культурно развиваться, познавать пространство бытия человеческого. Отдых – это не просто тихое спокойное пребывание дома, лежание на диване и ничегонеделание. Это серьёзная работа, которую нужно научиться совершать. Например, в вашем городе есть музеи, социальные учреждения. Есть возможность и знания приобрести, развить себя интеллектуально, и ближнему послужить, тем самым принести себе немалую пользу, посвятив этому свой выходной день, обязательно начав его молитвой. Можно пойти на кладбище, помолиться о близких. Так мы находимся в состоянии покоя и совершаем труд. Этим мы и разнообразим свою жизнь, наполним её многими элементами, которые помогут понять христианский смысл бытия. Отдохновение физическое (сон, пребывание в покое) тоже нужно разбавлять молитвой, чтением. Если отправляемся ко сну, обязательно нужно помолиться, чтобы Господь сохранил нас от искушений и не был помрачён наш помысел. Если мы, отдыхая, читаем, то литература должна быть назидательной, наполненной смыслом о значении человеческой жизни, духовно-нравственными примерами. Это может быть светская литература, которой очень богата наша русская культура. Наши русские писатели и прошлых веков, и наши современники много пишут о значении и понимании жизни, о нравственности, истории и т.д.
Я желаю всем нам, братья и сестры, чтобы мы научились и состоянию субботствования, покоя, и состоянию всегдашнего труда. Но, что бы при этом, мы были лишены суетности жизни, чтобы она не охватывала нас и не управляла бы нами, чтобы мы не существовали в рамках её мироустройства, но чтобы наше житие, наше понимание жизни на основах Евангелия, опыта жизни святых отцов помогало бы нам устанавливать рамки нашего бытия, которые позволят нам и трудиться, и отдыхать ко Славе Божией. Я желаю, чтобы мы, так проходя свою жизнь, достигли бы вечного упокоения в радости Господней, а не вечного осуждения, стяжали бы себе своим образом жизни добрую участь наследия вечности, в которой пребывают святые, с ними разделили бы радость о Господе и вошли в Его благословение и исполнение обетований. Храни вас всех Господь.
Произнесено в Тихоновском соборном храме г. Острогожска
28 октября 2017 года
22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...
21 апреля в храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон, по благословению настоятеля храма, для воспитанников воскресной группы матушка Наталия Сулик вместе с мастером - кондитером Еленой Астаховой &n...
21 апреля в городе Россошь прошел епархиальный брейн-ринг. В интеллектуальном соревновании приняли участие команды из пяти благочиний епархии.
Архипастырям сослужили: благочинный монастырского церковного округа игумен Илия (Ждамиров), благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), монашествующие Россошанской епархии в с...
20 апреля святыня посетила Преображенский храм и Тихоновский соборный храм г. Острогожска.
20 апреля, по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия, в воскресной школе при Казанском храме поселка Каменка состоялась методическая встреча учителей воскресных школ Россошанско...
По приглашению директора казачьего кадетского корпуса Николая Георгиевича Самарычева в мероприятии принял участие руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством протоирей Владимир Ш...
Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), настоятель храма иерей Васил...