3 марта, в центр Россошанской епархии прибыли особо чтимые святыни православной церкви: частицы мощей правв. богоотец Иоакима и Анны, свт. Димитрия Ростовского, а также часть ризы Господней.
Святыни встречал епископ Россошанский и Острогожский Андрей, благочинный Россошанского церковного округа иерей Василий Гайков, духовенство кафедрального собора.
Перед святынями было совершено молебное пение, после чего духовенство и миряне с земным поклоном приклабывались к святыням, моля Бога о своих нуждах.
За 1000 лет до распятия Господа нашего Иисуса Христа царь Давид, прозревая евангельские события, с великим сокрушением восклицал: «…обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои: исчетоша вся кости моя: тии же смотриша, и презреша мя. Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» (21-й псалом). Вряд ли многие понимали, о чём он так тосковал.
Прошли столетия. Сын Божий воплотился, жил рядом с современниками, проповедовал новое для них учение о спасении, большинством из них не был понят и даже был осуждён на позорную казнь.
И тогда сбылось сказанное псалмопевцем Давидом.
Вот как об этом пишет апостол и евангелист Иоанн:
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою
и о одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19: 23-24).
Жребий метнули, одежду разделили. Хитон достался одному из воинов-стражников.
По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете — древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников — для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхету (см. «Истина и Жизнь» № 4/96). Хитон Господень оставался в Грузии до начала XVII столетия.
Когда в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Фёдорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи взял того под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу. В марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.
В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».
Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.
Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных».
Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Судя по описям, в 1701 г. здесь хранились пять ковчегов с восемью частями Ризы Господней. Две части Ризы были отправлены в Петербург, одна — в Ярославль.
Многие годы считалось, что Риза из Ярославля была утерена в годы богоборческой власти. Но, в конце 2003 г. администрация Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника «Спасский монастырь» сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней. 9 апреля 2004 г., в Великую пятницу, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре, и в нынешнем году, великая святыня всего христианского мира прибыла в пределы Россошанской епархии для поклонения верующих.
Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийско...
23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.
21 июля, в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы, епископ Россошанский и Острогожский Дионисий посетил с архипастырским визитом Каменское благочиние. Пре...
В воскресенье 21 июля, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в районном Доме культуры поселка Каменка состоялся праздничный концерт.
В праздни...
20 июля Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, совершил освящение храма во имя Архангела Михаила в с. Бутырки Репьёвского благочиния. ...
26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенства Россошанской епархии приняли...
25 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», временно командированный клирик Белгородской епархии иерей Андрей Коровин вместе с прихожанами храма Преображения Господня села Новая Кри...
25 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», в храме Вознесения Господня города Калач была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.
Пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии завершилось. В связи с этим 25 июля в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Семёновка настоятелем храма Успения Пре...
Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийского молебна о Победе.
24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, настоятель храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с. Галиевка Богучарского района иерей Евгений Чайкин сов...
24 июля – 5-й день пребывания чтимого образа Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района.
23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.