29 августа в Свято-Тихоновском соборном храме Острогожска состоялась служба всенощного бдения с чином Погребения Божией Матери. Богослужение совершил благочинный Острогожского церковного округа и настоятель храма иерей Алексий Курганский.
Богослужебные песнопения исполнил хор Тихоновского храма под управлением регента Снежаны Мельниченко.
Это особое богослужение наполнено глубочайшим смыслом события Священной истории. Совершаемый во время него чин Погребения Пресвятой Богородицы воспоминает успение и погребение в Гефсимании Божией Матери.
Чинопоследование включает в себя как грустные песнопения, посвященные успению (смерти) Девы Марии, так и богослужебные тексты, дарующие человеку надежду на исполнение обетования самой Богородицы о заступничестве человечества перед Богом до момента скончания времен.
Отправления богослужения Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, вошедшим в богослужебную жизнь Церкви. В нем проявляется особая любовь к Божией Матери и почитание усердной Заступницы христиан.
Традиция совершения чина пришла в Россию со Святой Земли. На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном напротив дверей храма Воскресения Господня, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Начиная с праздника Преображения перед Плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня вплоть до 12/25 августа.
12/25 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию, а затем в 4 часа краткий молебен перед Плащаницей.
Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (это отражено в каноне празднику сегодняшнего богослужения - там поется: «Сионяне, свещы возжгите»).
Плащаницу несет в предшествии клира настоятель. Крестный ход сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.
14/27 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами – похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. (Согласно описанию А.А. Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем).
По каждении Патриархом одра с Плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по Отче наш), одр с Плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей – архиереи, архимандриты и иеромонахи.
Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха.
На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей.
На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор».
После ектении исполняется ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с Плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпу́ст.
Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую Плащаницу. На отдание праздника по окончании литургии Плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.
На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре.
При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери – 17/30 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.
В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М.С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в лавре отправляемое пятнадцатаго августа».
В мероприятии приняли участие настоятель храма Николая Чудотворца с. Урыв- Покровка Острогожского района иерей Михаил Порубаев и помощник благочинного по социальной ...
На освящении креста вместе с отцами молились казаки и прихожане храма.
Мероприятие открыл благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский поздравительной речью. Отец благочинный выразил благодарность ...
После торжественной встречи иконы в Свято-Тихоновском соборном храме состоялась Божественная литургия, которую совершил благочинный Острогожского церковного округа ...
На празднике присутствовал настоятель храма Святителя Афанасия Александрийского игумен Сергий (Руднев).
Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский, настоятель храма иере...
Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и клирики Ильинского собора.
Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и ключарь Ильинского собора иерей Павел Белов.
3 декабря, в воскресный день, у поклонного креста при въезде в поселок Каменка благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Успенского храма села Трехстенки...
Конкурс: «Душа поет, взмывая ввысь» прошел в Россошанской епархии в рамках цикла мероприятий, посвященных 400-летию со дня рождения святителя Митрофана Воронежского, по благословению епископа Россошан...
Его Преосвященству сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный иерей Максим Богомолов, настоятель игумен Симон (Камнев), настоятель Покровского храм...
От лица духовенства со словами поддержки и сердечного участия выступил иерей Михаил Рязанцев, клирик Покровского храма.
В мероприятии приняли участие настоятель храма Николая Чудотворца с. Урыв- Покровка Острогожского района иерей Михаил Порубаев и помощник благочинного по социальной работе Наталья Черникова.