16 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, в Свято-Митрофановском храме благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в сослужении иерея Константина Деркачева совершил уставное великопостное богослужение: Утреню, Часы, Изобразительны, Вечерню и Заупокойную литию.
Вечером вторника о. Иаков совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского
По окончании Великого повечерия отец Иаков обратился к прихожанам с проповедью:
«Величайшим сокровищем для нас, дорогие братья и сестры является творение прп. Андрея Критского, где преподобный отец наш приводит нам все примеры Ветхого Завета для того, чтобы наша душа подражала добродетельному житию праведников и через это достигала Бога. Чтобы наша душа бегала всякого рода греха, гиены огненной и всякой нечистоты и злобы.
И начинается повествование сегодняшнего чтения с того, что два брата Каин и Авель своим житием весьма отличались пред Богом. Жертва Авеля была чистая, искренняя, мирная и с покаянием. Жертва же Каина была исполнена хищений и лукавства. И недостойно совершал он своё служение пред Богом. Видя, что он унижен пред братом никчемным своим, он посягает на тяжкое зло - братоубийство. И первым на земле проливает братскую кровь. Как сказано в Писании «осквернися земля». И мы в своей жизни, по сути, уподобляемся Каину, потому что, начиная взрослеть, мы ревнуем о многих грехах и пороках и, начиная всё это употреблять в своей жизни, мы медленно, а может быть и быстро, начинаем убивать свою душу. Убивать своё целомудренное и чистое естество. Не ревнуем же Авелевой жертве и Авелеву служению и не можем до сего дня, даже совершая различные богослужения и упражняясь в постах и посещая храм, принести достойную мирную службу Богу. До сего дня наши молитвы не достигают Неба, и мы видим, насколько мы унижены пред той самой жертвой Авеля. О чем подобает нам возревновать и хотя бы по прошествии уже многих лет нашей жизни, но потрудиться Богу не внешне, как это делал Каин, а сделать это внутренне. Это сделать можно тогда, когда увидим свою никчемность и не будем кичиться чем либо угодили ли мы Богу или послужили Ему. А пропитав эту жертву покаянием, увидим как некий дым от сожжения возносится к Богу.
Далее мы слышим примеры того, как два патриарха Иаков и Исав отличаются также своим житием пред Богом и даже пред взором родительским. Ибо Исав, не имея воздержания, но испытывая голод, соглашается на то, чтобы духовным пренебречь ради внешнего житейского. И второй раз он отпадает от молитвы Отчей, и мы слышим о том, когда он молит отца своего Иакова: «Отче, неужели у тебя не осталось что либо ещё, дай и мне как ты дал это брату моему Иакову». Конечно же, он рассуждает не о духовном. Ибо первородство было в чем? В том, что Господь всегда и во всем сопутствовал жизни перворожденного и благословлял его. То есть, ему не нужно было общение с Богом. Ему не нужно было это попечение Господа. Ему нужны были конкретные материальные благи. Так же именуется Исав, как человек, стремящийся к любострастному житию. Ибо у него было несколько жен и согрешая женонеистовством, он был в тягость даже своим родителям, соединившись с иноплеменницами. Он принял их в своё сердце, а значит и вместе с этим он принял их языческую веру и сам развратился в своих намерениях, стремлениях и образе жизни. Поэтому, пренебрегая общением с Богом, человек теряет Бога в своей жизни, отворачивается от Него и терпит крушение.
Далее преподобный Андрей Критский приводит нам в пример житие египетского народа, который был выведен из Египта и освобожден из рабства благодаря чистому и мудрому крепкому мужу Моисею. Совершив этот Исход, эту Пасху, они пришли в иудейскую пустыню, где сорок лет скитались и не могли наследовать земли обетованной. Почему? Об этом нам четко говорит Писание, они вспоминали «свиная мяса» и вспоминали то, как они вкушали пищу в Египте. Как они наслаждались ею и как услаждали свои страсти. Когда же Господь вывел их из Египта, он послал им манну небесную. И не желая потерпеть некое время и совершить пост и труды, они пренебрегли самым главным – свободой и общением с Богом ради того рабского пребывания в Египте, которое было исполнено внешних материальных земных даров. И мы помним, что совершил Господь. Он послал перепелов, которыми израильтяне набивали чрева свои и сказано, что ещё в устах их, ноздрях их были останки перепелиные и вышел ангел и начал забирать их жизни. В устах с мясом они стали заканчивать свой жизненный путь. И если бы Моисей не восстал и не обратился бы в молитве к Богу, то истребился бы весь народ, пренебрегший тем же самым духовным родством и общением с Богом, которое потерял некогда Исав.
Так же и мы, стремимся к земным услаждениям, и не хотим нести бремя Христово, хотя оно для нас и есть благо. Но мы выбираем страсти и не хотим остановиться, лишая себя Отечества Небесного.
Мы слышим также и пример того, как премудрый царь Соломон испросив у Бога самого главного, самого жизненно необходимого дара, который нужен был царю - это мудрость управлять израильским народом, управлять судьбами людскими и за это он был наделен всеми благами житейскими. Единожды согрешив, он устремился к тому, чтобы насытить плоть свою. Будучи увлеченный страстью, он стал в буквальном смысле набирать множество жен и наложниц, среди которых были иноплеменницы - язычницы, которые склонили сердце его к себе и через это он согрешил.
Так же и мы в своей жизни, уподобляясь Соломону, совершая свою жизнь по страстям и порокам, которые в нас живут, лишаемся и мудрости и духовного видения и не можем оценить, что же является даром нашей жизни. И возглашает прп. Андрей Критский в очередной раз: «о кака премудрый Соломон рачитель премудрости вместе с этим же и рачитель блудных жен». Какое искушение, какая дьявольская хитрость и какое страшное падение. Премудрый Соломон покаялся в конце своей жизни. Но мы и об этом порой не можем возревновать, и не можем вместить в своей жизни покаяния.
И здесь преподобный Андрей вспоминает некоторые моменты Нового Завета. А именно, мне бы хотелось сделать акцент на том первом чуде, которое совершил Господь, находясь в Кане Галиллейской. Мы помним, что по Его слову виночерпии почерпнули воду из баков и когда понесли на архитреклину, то вода сделалась вином. Не просто вином, а вкуснейшим вином. По сути, что происходит? Вода превращается в вино. Меняется сущность. Происходит перемена естества. Вот так и мы с вами, братья и сестры, рассуждая и о сегодняшнем богослужении и обо всём том, что мы слышали с вами, должны пояснить себе самое главное - если не происходит перемены естества в нашей жизни, если мы не меняемся с вами, то мы не приобретаем покаяния, а значит и не жаждем его и не просим его. Ведь поистине в Писании сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Поэтому покаяние - это есть дар Божий.
И Господь его щедро дает и преподносит нам, если мы этого жаждем, если мы этого просим, если мы об этом стучимся ко Господу, если этого ищем. Поэтому пусть в нашей жизни будет стремление найти это покаяние и в своих слезах оплакать свою жизнь, припасть ко Христу. Всё то, что мы сегодня слышали, вдохновляет нас на перемену нашей души, перемену нашего падшего естества. И опять таки, вспоминая как Адам и Ева согрешивши, получили некие кожаные ризы и укрыли наготу свою смоковными листьями, так и мы с вами должны иметь рассуждение о том, что грехами своими мы раздрали боготканную одежду - то самое целомудрие и чистоту души и тела, которые имели прежде, когда Господь сотворил нас. И в этих раздранных одеждах, со своими грехами, в ранах и шрамах мы должны припасть ко Христу. И только Он может возобновить наше естество и облечь нас в новые ризы и дать нам новое целомудрие и чистоту души, без которых мы не сможем наследовать Царства Божия.
Дай Бог, чтобы каждый из нас стремился именно к этому, не только разумом, но и деянием своим. Постарался восполнить все свои пробелы и дать Богу возможность исцелить и уврачевать все наши грехи и болезни. Всех вас благодарю за совместную молитву, желаю помощи Божией в предстоящем посте. Аминь».
В Верхнем Мамоне прошел открытый урок, посвященный Дню православной книги
1 ноября, в день перенесения мощей преподобного Иоанна Рыльского, духовенство Павловского благочиния приняло участие в памятном мероприятии, посвященном воинам, погибшим ...
30 октября, в день памяти прмч. Андрея Критского, благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов в Казанском храме г. Павловска совершил панихиду о всех...
30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в Никольском храме с. Бабка настоятель игумен Симон (Камнев) совершил молебен священномученику Василию Мак...
28 октября руководитель миссионерского отдела епархии, настоятель Покровского храма иерей Виталий Макаров провёл встречу со студентами в новом здании Павловского техникум...
25 октября в ДК "Современник" в торжественной обстановке вручали повестки призывникам Павловского района.
3 ноября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский совершил первую праздничную Божественную литургию в воссозданном Воскресенском соборе.
В преддверии Дня народного единства в администрации Калачеевского муниципального района состоялся круглый стол, на котором присутствовали главы администраций района и поселений, почётные гости, депута...
2 ноября после Божественной литургии в Тихоновском соборном храме г. Острогожска Преосвященнейший Дионисий епископ Россошанский и Острогожский принял участие в межрайонной акции, посвященной Дню народ...
2 ноября, в Димитриевскую родительскую субботу, день поминовения усопших (в нынешнем году в этот день так же совершается память великомученика Артемия), Преосвященнейший Дионисий, е...
2 ноября, в Димитриевскую родительскую субботу, в день поминовения всех усопших православных христиан, во всех действующих храмах Богучарского благочиния совершались заупокойные ...
2 ноября накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, помощник благочинного Богучарского церковного округа в Верхнемамонском районе, настоятель Свято–Митрофановского храма протоиерей Сергий Чи...
1 ноября на территории Острогожского Многопрофильного техникума состоялось открытие мемориала, арт-объекта «За победу», посвященного памяти погибших в зоне СВО бывших учащихся.
1 ноября, в день перенесения мощей преподобного Иоанна Рыльского, духовенство Павловского благочиния приняло участие в памятном мероприятии, посвященном воинам, погибшим в мирное время.