Сергий и Герман Валаамские — преподобные отцы, чудотворцы, миссионеры, пришедшие на Русь в Х веке, еще до того, как она стала Святой…
Совсем немногие документы рассказывают о жизни святых Сергия и Германа. Один из них — синодик для молитвенного поминовения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В списке первых игуменов мы видим и имена преподобных Сергия и Германа. Этот важный для обители документ сохранили монахи, изгнанные из нее шведами в 1611 году, и принесли с собой в древний Староладожский Васильевский монастырь.
Предание, записанное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века, говорит о том, что пришли Сергий и Герман на остров еще до того, как князь Владимир Русь крестил, и совершали здесь многочисленные подвиги. В 960 году уже был на острове процветающий и славный монастырь. Согласно одной из версий, еще апостол Андрей дошел до Валаамского архипелага и проповедовал там Евангелие, а на скалах у морской кромки собственноручно водрузил крест. С той поры и сохранялась там вера православная. Так что иеромонахи не были здесь первыми миссионерами, они шли по стопам апостола. Только он явился сюда из колыбели христианства, а они — из преемницы ее, теплой, солнечной Греции.
Предполагается, что святой Сергий пришел на остров первым и стал жить на месте, где апостол поставил крест. Жил строго по-монашески, постился до изнеможения плоти, молился ночами, бдел в трудах. Он и стал основателем монашеской общины Валаама. Миссионер проповедовал слово Божие среди местных жителей, переводил на их язык священные греческие книги, рассказывал о Христе и крестил во имя Господа тех, чье сердце открывалось Евангелию. Ближе к концу жизни молитвенник укрылся от людей в пещере. Там и похоронил его знатный человек, духовный сын старца, рожденный на этой земле.
Преемником Сергия стал святой Герман. Этот подвижник, возможно, был учеником преподобного Сергия Валаамского или даже сподвижником, преодолевшим вместе с ним далекий путь на крайний северный остров. Об этом говорили и особая строгость по отношению к себе обоих подвижников, и поистине апостольские их труды. Оба прозревали будущее, обладали данным от Бога даром пророчества. Оба были погребены на том месте, где апостол Андрей поставил крест.
Вехи становления Валаамского монастыря
Неоднократно в XII‒XVII веках монастырь терпел опустошение и полное разграбление, его уничтожали пожары и разоряли пришельцы. Бывало, прекращалась монашеская молитва на долгие годы. Приходили иноверцы, рушили храмы и разоряли святыни; горели тогда рукописи и уникальные библиотеки обители. А с ними при одном из пожаров погибло житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Осталось только устное предание…
Древние письмена о жизни обители и ее правилах гласят: «Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством. Закон и начало, исстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, со сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам». Эта грамота Новгородского митрополита Варлаама составлена 27 мая 1592 года.
В 1611 году монастырь постигла беда. В то время на острове жили шведские колонисты. Они в очередной раз разорили монастырь и сожгли его до основания. Но место погребения преподобных Сергия и Германа всё так же почиталось православными. В 1685 году произошло событие, еще раз подтвердившее святость подвижников. Шведы, видя, что почитание святых не прекращается, решили откопать их мощи и предать осквернению. Но внезапно на кощунников напал непонятный недуг. Испугавшись, эти люди сами стали молиться преподобным отцам Сергию и Герману и даже устроили для сохранности их мощей часовню.
В том же 1685 году архимандрит Тихвинского монастыря Макарий написал великим князьям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу прошение: «Милостивые Государи и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всея Великия и малыя и белыя России Самодерджцы, пожалуйте нас, богомольцев своих; не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же и Российских древних, преславных чудотворцев их мощем у проклятых лютор в поругании быть: повелите, государи, те святые мощи с того Валаамского острова от их лютерского поругания пренести в свое царское богомолие монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было… <…> За сие же вашу государскую благую ревность и за прилежное тех святых Германа и Сергия чудотворцев о вас молитвы, подаст вам Господь Бог милость Свою и покорит вам вся враги, возстающия на Православную нашу Христианскую веру под ноги ваша, о сем молим вас милостивых и премилостивых великих государей. Мы, богомольцы ваши, и милости просим, великие Государи Цари, смилуйтесь».
Прошли десятилетия. Могила святых оставалась нетронутой. Часовня разрушилась, деревянный крест пришел в ветхость. Один швед решил снести ветхий крест. Но едва прикоснулся к нему — тут же всё тело его покрылось язвами, и кощунника постигла такая немощь, что он не мог пошевельнуться. Его мучения от боли были настолько велики, что это никого не могло оставить равнодушным. Близкие того человека вспомнили, что там похоронены святые, и решили отвезти больного обратно к церкви, что и было сделано. Исцеление наступило, когда человек попросил прощения у святых на их могиле. Невзирая на то, что был другой веры, он стал глубоким почитателем преподобных и восстановил крест и часовню. Да и сам поселился неподалеку, чтобы почаще там бывать. Часовня, им построенная, стояла до 1717 года, пока повелением Петра Великого и благословением епископа Корельского и Орешковского Аарона архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не приступил к возобновлению Валаамского монастыря.
Там, где находились мощи преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в XVIII веке стараниями братии монастыря появился новый соборный храм в честь святых основателей обители, который был освящен 28 июня 1789 года. Служба преподобным Сергию и Герману появилась в 1817 году. Составил ее архимандрит Коневского монастыря Иларион. Текст был напечатан в Синодальной типографии с приложением поучительного слова составителя.
Обретение мощей и почитание Валаамских чудотворцев
Во время нашествия шведов в 1163–1164 годах обретенные мощи преподобных Сергия и Германа с Валаама, спасая их от поругания, спешно перенесли в Новгород. Именно тогда появились имена обоих преподобных отцов в Соборе Новгородских святых и упоминание в службе Всем русским святым, которая составлялась в XVIII веке. Тогда же были созданы прориси и написан иконописный подлинник, иначе — иконография: «Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго, ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима».
Тогда и были прославлены преподобные Сергий и Герман, миссионеры и основатели Валаамского монастыря, как местные святые.
Известно, что уже в начале XVIII века люди приходили к почитаемым иконам преподобных Сергия и Германа. Народное почитание вскоре вышло далеко за пределы Новгородской епархии и, конечно, острова Валаама. 20 октября 1819 года Святейший Синод утвердил общероссийское почитание Валаамских угодников. Днями празднования их памяти стали 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.).
Мульткалендарь. 11 июля.
Не только забота о здоровье, но и моральная поддержка
2 ноября в преддверии праздника Казанской иконы Божией Матери в воскресной школе «Добро» Ильинского кафедрального собора Россошанского благочиния состоялись воинские испы...
1 ноября в Россошанском благочинии настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы иерей Николай Холодченко освятил новую пожарную машину в пожарно-спасательной части...
1 ноября в Молодежном центре города Россоши прошел торжественный концерт, посвященный Дню народного единства. На мероприятии от имени епископа Россошанского и Острогожско...
1 ноября в День памяти погибших в локальных конфликтах в поселке Ольховатка у военного мемориала настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Владимир...
30 октября в подготовительных группах № 3 и № 7 детского сада № 21 города Россошь Россошанского района прошло представление «Осенняя сказка».
9 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти св. мученика Нестора Солунского и преподобного Нестора Летописца, Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, совершил Божеств...
9 ноября воспитанники Острогожского филиала КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» посетили храм Архистратига Божия Михаила в городе Острогожске.
8 ноября в преддверии Дня сотрудников органов внутренних дел в Молодежном центре города Россоши состоялось торжественное мероприятие, приуроченное к данному празднику.
8 ноября, в субботу Седмицы 22-й по Пятидесятнице, День памяти святого Великомученика Димитрия Солунского Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, совершил Божественную литургию...
8 ноября на территории Острогожского благочиния у мемориалов прошли торжественные митинги. В храме в честь святого великомученика Георгия Победоносца села Терновое настоятель, иерей Артемий Дашенко, с...
8 ноября, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, в селе Платава Репьевского района было проведено праздничное соборное богослужение, которое возглавил благочинный Репьевского церков...
7 ноября по благословению Преосвященнейшего Дионисия епископа Россошанского и Острогожского, в Духовно – просветительском центре во имя святителя Тихона Задонского города Острогожска состоялся показ ф...
6 ноября в Россошанском епархиальном управлении состоялась встреча Правящего архиерея, епископа Россошанского и Острогожского Дионисия, с сотрудниками миссионерского отдела Россошанской епархии.