18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник. Божественную Литургию по чину свт. Василия Великого в этот день в Свято-Ильинском кафедральном соборе возглавил секретарь епархиального управления Россошанской епархии протоиерей Илия Безруких в сослужении клириков собора.
Литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа, основывается на древней Литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.
Литургия началась Великой вечерней. После пения «Свете тихий» были прочитаны паремии, раскрывающие смысл праздника Богоявления. После заамвонной молитвы был совершен чин Великого освящения воды. Затем храм и молящиеся были окроплены cвятой водой. О. Илия обратился к собравшимся со словами проповеди о празднике Крещения.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению - святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения.
Слово Навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - Сочельник (или Сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо. «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», - говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11 - 12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
В течении трех дней священники провели беседы с различной аудиторий слушателей и посетили: филиалы городской библиотеки № 1, № 5, отдел обслуживания инвалидов, Россошанск...
Прихожане собрали гуманитарную помощь в виде продуктов для военнослужащих, в том числе пироги, блины и сметану для угощения на масленичной неделе.
В мероприятии принял участие настоятель храма Преображения Господня иерей Михаил Гусарев.
Собрание возглавил благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин.
Преподаватели и воспитанники центра подготовили для гостей мероприятия концертную программу.
Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и ключарь Ильинского собора иерей Павел Белов.
В этот блины и цветы были переданы подопечным в Павловский дом-интернат.
17 марта просветительские мероприятия прошли в воскресной школе имени святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, (г. Богучар) и духовно-просветительском цент...
В мероприятии принял участие клирик Тихоновского соборного храма г. Острогожска иерей Олег Потапов.
На встречу с ребятами пришёл благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский.
Вместе с Его Преосвященством молились: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, ключарь собора иерей Павел Белов и кл...
Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев и ключарь собора иерей Павел Белов. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Коротких.
Помощь была передана для поддержки бойцов на передовой, чтобы они почувствовали тепло домашнего очага, благодарность и любовь от соотечественников.