Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Всех вас, возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры, я приветствую с сегодняшним днём, четвергом 5-й седмицы Великого поста.
Вчера вечером в храмах нашей Святой Церкви по традиции, которая существует много веков, совершалось замечательное богослужение, которое называется Мариино стояние. Связано оно с историей, - как некогда преподобный Зосима, старец, живший в монастыре преподобного Герасима Иорданского, по традиции монастыря вышел в Иудейскую пустыню, чтобы во время Великого поста усугубить подвиг молитвы, воздержания, сугубого размышления и, очищая своё сердце, получить дарование Божественного откровения. В пустыне он встретил женщину, имя которой было Мария. Она пришла туда из Египта ещё юной девицей, и прожила там много лет. Пришла же она в это место ради покаяния, чтобы очистить свою душу от греха, который обладал ею, чтобы отложит все свои привычки, навыки прежней жизни, стать новым человеком, новым гражданином, которого можно призвать в Небесное жительство. Она избрала такой тяжёлый, наполненный лишений, страхов, всевозможной нужды путь жизни, в котором было то, что полностью заполняло отсутствие всего того привычного, что для каждого из нас, людей, живущих в миру, является естественным. Часто это естественное, для нас необходимое, затмевает самое главное, чем это естественное оживотворяется и даёт нам пользу, - разумение милости Божией на земле. Это всё бывает лишено присутствия Бога. Ведь самые простые вещи нашей жизни могут войти в противоречие с законом Божиим и вместо пользы приносить человеку вред. Когда человек осознаёт такое состояние своей души, при котором всякое его дело, всякое движение, мысль, пожелание, чувство входит в противоречие с Заповедями Божиими, то тогда он понимает, что грешит, и ему необходимо покаяние. Покаяние, которое может исправить его жизнь и приблизить к Богу, вновь наполнить смыслом бытие и всё то, с чем связано каждодневное существование.
О чём же мы с вами говорим? Давайте посмотрим на простой элемент, который нам предлагает Церковь в дни Святого поста. Это воздержание в пище. Пища – очень нужная и полезная для человека вещь, потому что восполняет силы человеческие, чтобы мы могли трудиться, иметь спокойное чувствование, настроение. Голодный человек, как правило, бывает злым, раздражительным, постоянно думает о том, как бы что-нибудь съесть. Так человек входит в противоречие с заповедью Божией – вместо любви являет злобу, вместо чистого спокойного настроения вокруг себя распространяет тревогу. А всё начиналось с чего? С пищи. Но если человек использует пищу не для подкрепления своих сил, а услаждается ею - это называется грех чревоугодия, по сути своей невоздержание. А невоздержание же особенно в дни святого поста противоречит призыву поста – быть человеку воздержанным. Нам необходим сон для отдыха. Можно поспать 7 часов, некоторым подвижникам хватает и 4-5 часов сна. Можно проспать и 10, 12 часов. Таким образом, человек приходит в расслабление. Мало того, особенно когда человек ещё молод, его тело наполняется негой, и вместо отдохновения из-за прибытка сил, которые восстанавливаются сном, приходят греховные помыслы, его сердце принимает нечистые ощущения, оно начинает желать и ищет исполнения своего желания, человек ищет способы удовлетворить свои плотские похоти. Следствием этого является нечистое житие. Молодой человек начинает менять партнёров, у него возникает множество связей, и таким образом человек разрушает данный ему от родителей Богом дар – целомудрие. Посмотрите, простая вещь – сон, но, сколько последствий он имеет: несчастные разбитые судьбы, абортированные дети, разрушенная чистота своего тела и всего существа, праздное проведение времени, и всё это – бунт и восстание против заповеди Божией.
Можно продолжать каждое взятое по отдельности наше рассуждение о том простом, что мы имеем для жизни, но порой используем неправильно, превращаем во грех. Но вряд ли у всех нас возникает мысль о том, что это неправильно, греховно, а так быть не должно. Не для того Бог создал человека на земле, не для того дал ему заповедь быть счастливым человеком, не для того показал в истории человечества примеры проявления своей силы, когда человек мог находиться в крайнем состоянии беды, нужды или иного обстоятельства жизни, являющегося следствием грехопадения в Раю наших праотцев – Адама и Евы. Для того Господь создал человека и призвал его, даже после грехопадения праотцев в обетование, чтобы человек раздумывал над своей жизнью, над всем, что он делает, к чему прикасается, что потребляет. Тогда во время Святого поста – время воздержания, время сугубой молитвы, сугубого покаяния, духовного рассуждения – откроются ослепшие наши духовные очи, сделают душу нашу умеющей чувствовать призыв Божий. Тогда она, отверзая уши свои, по слову пророка, которое читалось за богослужением, услышит следующий голос: «Я – Господь Бог. Я Тот, Который сотворил небо и землю, Я Тот, Который наполнил землю жизнью, Я Тот, который приходит к тебе на помощь, Тот, Который поддерживает тебя в нужде. Я не такой, которых создали человеческие руки и покрывали его позолотой или металлом. Я Тот, Который возьмёт тебя за руку и поведёт по жизни, если ты её Мне протянешь. Я откроюсь тебе и поведу, чтобы ты остальным народам возвестил о Моём Имени: Я - Господь Бог, твой Господь».
Неужели нам, людям, слышащим такие слова и знающим призыв Церкви в своей жизни, ещё нужны какие-то свидетельства. Неужели нам недостаточно, как Петру, утопающему в воде из-за маловерия, проявить свою силу и желание, протянуть руку Господу ради собственного спасения и любви к собственной жизни? Нам надо это сделать, протянуть Господу руку своей души, руку своего человеческого существа, воздевая её в молитвах, обращаясь к Богу устами и делая исполнение этой молитвы своим добродетельным житием.
Начнём хотя бы в оставшиеся дни поста проявлять воздержание, усугубим молитву, прилежно, неленостно, пусть кратко, но часто её произносить перед Лицем Божиим. Оставим раздоры, зависть, какие-то свои человеческие мысли, эгоистичные пожелания, и положимся на промысел Божий. Будем думать о том, как ближнему, рядом находящемуся, составить уют и спокойствие в его жизни. Оставим греховные привычки. Не будем оставлять без надзора своих детей и внуков. Нужно говорить им о Боге, произнося хотя бы несколько слов в день, которые напоминали бы маленьким людям, что несмотря на свою молодость и энергию, они не освобождены от того, что ими может завладеть дьявол, и они могут быть им порабощены. Но Бог, дающий свободу, если они к Нему обратятся и будут помнить Его, будут жить по Его законам, даст им силу победить дьявола, сохранить свои силы, красоту, молодость, энергию, разум, чистоту, чтобы сделать свою жизнь счастливой, в которой нет греха, порока, всякой неправды и лжи, погубляющей душу и выводящей на обочину жизни.
Мы призваны к счастью на земле. Это нам обещал Господь. Но ещё больше нам даётся радости и утешение в обетовании Божием о наследии жизни вечной. Если мы на земле научимся чувствовать счастье приближения к этой вечной жизни, то войдём в неё естественно, как достойные этого пребывания. Если же на земле тяготимся Именем Божием и Его присутствием, то что нам делать в тех обителях, в которых присутствуют Господь и Его святые? Нам они будут тягостны, и для нас будет естественным пребывание в аду. Не для этого создавал нас Господь. Давайте порассуждаем в эти святые дни, помолимся и наполним свою жизнь присутствием Божиим и естественным ощущением себя пред Его Лицем. Будучи перед Ним, невозможно находиться в грехе, неправде, злобе, зависти, иных греховных настроениях.
Бог мира, щедрот и человеколюбия да укрепит, поможет и благословит всех нас в добрых намерениях наших. Аминь.
Произнесено в Свято-Митрофановском храме
с. Верхний Мамон,
14 апреля 2016 года
Богослужение совершил настоятель протоиерей Сергий Чибисов.
В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.
На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.
Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...
В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...
Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.
Богослужение возглавил настоятель храма иерей Андрей Коротя.
Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.