«Стереть главу змия…» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Стереть главу змия…»

  25 декабря 2016  |    1071
«Стереть главу змия…»

Всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я приветствую с Неделей перед Рождеством Христовым, которая в церковном календаре называется Неделей праотец, то есть всех, которые жили в то историческое время, когда только начиналось бытие рода человеческого на земле, но обетование Божие о том, что придёт Некий после грехопадения, и избавит человека от власти греха, уже начинает как евангельское благовестие жить среди этого сообщества человеческого. Это обетование называется первоевангелием. Некий, о Котором говорится, есть  Христос Спаситель, Который должен родиться от Жены и победить врага человеческого рода, то есть как говорится в Ветхом Завете, книге Бытия, «стереть главу змия».

Когда мы убиваем змею, нам нужно постараться отрубить ей голову. Почему так важно это сделать? Потому что именно в голове змеи находится смертоносное жало. При укусе человек получает яд, который заражает человеческий организм. Человек начинает болеть, потом наступает паралич и человек умирает, если вовремя не получит противоядие, которое поможет спасти жизнь человеку. Но и в период действия противоядия, когда сворачиваются ядовитые вещества в крови, в организме человека, он переживает период болезни, потому что весь организм претерпел период вмешательства, которое нарушило ход естественного обмена веществ, естественной работы организма, и человек заболел. Вот так и мы с вами, укушенные ядом греха заболели, и нам необходимо противоядие, которое помогло бы через болезнь выздороветь, жить и совершать свой жизненный путь на земле.

В апостольском послании мы сегодня слышим, что проявлением и следствием этих наших болезней является множество наших греховных дел. Все эти дела не просто грех, не просто некрасивые поступки, которые осуждаются человеческим сообществом, нравственным законом. Эти дела являются идолослужением, то есть мы с вами, став христианами, отвергаем живого Бога и уподобляемся тем неразумным людям, которые своими руками создают себе новых богов. Этим богам начинают жизнью своей служить, тем самым становятся слепыми, бездейственными людьми, подобно тому, как характеризует псалмопевец действие язычников и божества язычников. Что такое идол? Он уши имеет и не слышит, язык имеет и не говорит, имеет ноздри и не обоняет, руки имеет и не осязает. Вот такое состояние называется мертвенностью. Если мы с вами будем служить греху как идолу, то мы тоже омертвелые, умирающие люди. В нас происходит процесс внедрения яда и поражение им всего нашего организма, который непременно приведёт нас к смерти при внешней жизни. Физически мы существуем, но чувствовать не можем: наше сердце начинает окаменевать, в нём застывает кровь, и мы становимся похожими на мумии. В нас, самое главное, в это время отмирает разум, потому что он побуждает нас к тому, чтобы мы осмотрелись и почувствовали, что с нами происходит что-то неладное, неправильное.

Но как мы слышали, есть первоевангелие, обетование, данное людям, которые толком и не знают Бога. Им ещё после ослепления грехом и не проповедано по-настоящему, как это будет происходить, как произойдёт соединение Божества с человечеством, как это Он родится от Девы и сотрёт «власть змия». Тут нам даётся апостолом пояснение: Он придёт обновить истлевший человеческий образ, и мы, обновляемые Им, будем мёртвыми для греха, чтобы жить с Ним. Мы умрём умрём для дел неправды, начнём оживать потому, что действовать в нас будет Христос. Какая замечательная весть для надеющегося, верующего,  рассуждающего человека: стать мёртвым для греха, не чувствовать позыва  к нечистым греховным делам, к тому, чтобы не стать вновь идолослужителем, не участвовать в мертвых делах, а участвовать в делах жизни.

Посмотрим на примере святых людей, как это реализовалось в человеческой истории в христианскую эпоху. В Неделю, которая закончилась и которая начинается, мы вспоминаем имена прекрасных сыновей человечества. В прошлый понедельник мы праздновали память святителя чудотворца Николая, среди недели мы вспоминали святителя Иоасафа Белгородского. Если святитель Николай знакомый, любимый нами святой, живший в далёкой Азии, а нынче почивающий своими мощами в Италии, то святитель Иоасаф – это наш сосед, родившийся в Малороссии, на Украине, прошедший замечательный путь образования, церковных должностей в XVIII веке, в Троице-Сергиевой Лавре, будучи её игуменом, становится епископом Белгородским, и там несёт своё служение. Сегодня в Белгороде почивает своими мощами. Совсем в недавней исторической перспективе, когда церковь только начинала возрождаться, святитель Иоасаф одним из первых святых вернулся в свой народ из власти атеистических музеев и богоборческих оков для того, чтобы помочь своему народу укрепиться в вере и утверждаться в благочестии и верности Церкви. Начинаем мы сегодня первый день предстоящей Недели памятью святителя Спиридона Тримифунтского, замечательного сына кипрского народа, прожившего очень интересную жизнь. Давайте посмотрим на особенности этих людей, чем они знаменательны для нас, что из ранее сказанного: мы рассуждали об обновлении жизни, о том, чтобы отказаться от греха, чтобы следовать за Христом, Который пришёл обновить человеческий образ – важно для нас.

Во-первых, каждый из этих святителей не был человеком равнодушным, безразличным. Все они откликались на нужды людей. Каждый из них прошёл свой исторический, биографический путь. Святителя Николая хотели женить, но он отказался от женитьбы и избрал путь служения Господу в одиночестве, при этом приобрёл огромную семью верующей паствы. Сегодня эта семья – мы с вами, которые любят и помнят его, обращаются к нему как к отцу.

Святитель Иоасаф изначально избрал путь иноческого, аскетического, сугубого жития, покаяния и молитвы. Это не лишило его чувства переживания и боли за то, что происходило вокруг него как в священнической среде, так и среди мирян, которых он окормлял. Он настолько чувствовал малейшее отступление от веры среди священства и мирян, что это отзывалось в нём огромной болью от того, что люди разучились чувствовать и болеть из-за того, что они грешат. Вместе с тем, в нём пробуждались такие силы, которые его направляли именно туда, где происходило отступление от веры,  и оставляли его в этом месте до тех пор, пока люди не исправлялись.

Святитель Спиридон – человек, который жил семейной жизнью, имел жену, дочь, был простым пастухом, не имел никаких образований, не имел специальной подготовки, но за чистоту сердца был избран, чтобы быть епископом своего народа. Овдовев, потеряв дочь, он стал отцом своей паствы, и богатым, и бедным, и лукавым людям, обманщикам, и честным труженикам. Не различая никого, он в каждом видел образ Божий, каждому давал слова наставления и поддержки, в которых человек нуждался для того, чтобы и тех, которые отпали, приобрести и восстановить потерянное ощущение того, что мы с вами – дети Божии. По сегодняшний день он не оставляет своей паствы и многоразличными действиями подтверждает свою живость и участие в человеческой судьбе. Как замечательно знать такие биографии и стараться самим быть и ревностными в вере, и небезразличными к людям, и быть людьми чистыми и святыми, через которых действует сила Божия. А что для этого нужно, чтобы и в нас обновлялся образ Божий? Нужны ли сверхподвиги, дарования, талант, знания? Нужны - чистое сердце и искренность. Самое главное, наверное, искренность.

Пройдёт несколько дней, и в следующее воскресение наступит новый год. Среди многих семей, наверное, ещё сохранились традиции подготовки к праздникам. Один из моментов подготовки – это подписание открыток, поздравительных писем, хождение в гости, чтобы поприветствовать своих близких, друзей. Часто поучается так, что мы говорим в открытках и устно людям заученные фразы. Часто и не понимаем, что в этих словах благопожелания содержится. Мы слышим красивое слово, заучиваем его и повторяем, как диктофон, но не наполняем это слово содержанием, относящимся к тому человеку, которому оно адресовано.

Я бы хотел пожелать, как часть подвига нашей жизни и этих священных дней Рождественского поста, чтобы встречая Богомладенца Христа, Который идёт искупить нас и обновить в нас падший образ Божий, мы подготовились говорить благопожелания друг другу с осознанием того, что мы хотим сказать, что содержится  в наших словах пожелания добра, мира, здоровья, счастья, богатства, успеха и т.д., всего того красивого, но часто холодного и для нас самих иногда непонятного. Давайте научимся наполнять эти слова смыслом, чувствуя человека, к которому будет обращено наше приветствие. Наверное, это поможет нам самим понять, для чего мы живём, желаем этого успеха, счастья, покоя и радости, для чего приходят праздники в наш дом и мы празднуем и радуемся им. Поэтому, наверное, эти праздники и не оставляют за собой следа, что мы до конца не осознаём их значения и значения благопожеланий, в них содержащихся. Потому что мы не рассуждаем.

Прейдите в храм на службу в первый день нового года, с чувством того, что наступило время, когда мы благодарим Бога за время ушедшее и хотим обрести благословение в новом времени своего бытия. Помолимся о том, чтобы мы в новом году стали лучше, чище, обновлённее, вместе с тем, чтобы смогли стать вместилищем зажигающейся вифлеемской звезды, которая указывает нам путь ко Христу, и чтобы в новом году этот путь мы обязательно обрели, и встав на него, обязательно шествовали по нему всю свою жизнь ко Христу. Идя по этому пути, видели значение своего предназначения в этой жизни, своих дел, слов, поступков, и не хотели бы больше повторять то, что делает нас бесчувственными, очерствелыми, не понимающими и не осознающими ни своих действий, ни рассуждений, ни мыслей. Особенно тех, которые изгоняют Бога из нашего бытия.

Дай Бог, чтобы каждый из нас в предстоящем времени, времени подготовки к празднику, действительно наполнился той живительной силой, которая своим действием каждое наше слово, каждую мысль, действие наполнило бы той силой, той благодатью и радостью, которая никогда не оскудевает - ни в радости, ни в печали, но всегда в нём возбуждает надежду, укрепляет веру, наставляет в добром благочестии, и подобно святым, которых мы почитаем и к которым обращаемся как к своим покровителям, делают нас избранниками и наследниками Царствия Небесного.

Давайте помолимся святителю Спиридону Тримифунтскому, чтобы он посетил нас в наших нуждах и подкрепил нашу немощную веру, просветил наш оскудевающий потемненный разум, чтобы мы обновлённые и просветлённые подобно ему были бы наследниками радости, умели бы утешать людей и словами, и делами, и поступками, и содержанием своего бытия.

Храни вас всех Господь!

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь,

25 декабря 2016 года.

 

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
  18 апреля 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.

В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
  18 апреля 2024

На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.

Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
  18 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...

В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс «В Лазареву субботу»
В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс  «В Лазареву субботу»
  17 апреля 2024

В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...

В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
  17 апреля 2024

Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.

Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
  17 апреля 2024

Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.