Продолжается паломническая поездка епископа Россошанского и Острогожского Андрея с группой мирян и духовенства Россошанской епархии в Святую Землю.
По согласованию с Русской Духовной Миссией утром, 6 февраля, наши соотечественники побывали на приеме у Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпола Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона Феофила III.
В ходе встречи Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви обратился со словами приветствия и наставления к паломникам, обозначив важность посещения Иерусалима и самого паломничества по Святым местам и значимость этого места для Православия.
Его Святейшество благословил присутствующих на посещение исторических Евангельских мест, а также Преосвященнейшего Андрея и духовенство на совершение Богослужений на этой территории, включая служение Божественной литургии в храме Гроба Господня.
Патриарх вручил главе Россошанской епархии памятные подарки в виде креста и панагии, а епископ Андрей передал ответный дар - расписанное декоративное пасхальное яйцо. Всем присутствующим также были вручены подарки, после чего состоялась общая фотосессия.
Далее группа отправилась в пешее паломничество по г. Иерусалиму.
Путешествие началось со Львиных ворот Старого города и Вифезды – «Овчьей купели».
Вифезда́, или у Ове́чьих [воро́т] купе́ль, или О́вчая купе́ль — два водоёма (бассейна), вырытые в русле реки Бейт-Зейта в Иерусалиме. В Библии, в Евангелии от Иоанна упоминается как место исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин. 5:1-16). Купель располагалась у Овечьих ворот, которые упоминаются в Библии в Книге Неемии (Неем. 3:32), (Неем. 12:39).
Далее наши паломники посетили Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой, по преданию, стояло жилище свв. праведных Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы. По православной традиции, Крестный путь начинается от Претории – там во времена Иисуса Христа находилась темница, в которой содержали узников перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата.
Игумен Даниил пишет в своих записках: «Здесь находится небольшая каменная пещера, внизу под алтарем, в этой пещере родилась Богородица, здесь же хранится гроб Иоакима и Анны. Недалеко отсюда притвор Соломона, где находится купальня, названная Овчей купелью, и где Христос исцелил расслабленного. Место это к западу от дома Иоакима и Анны, на расстоянии брошенного камня. Если оттуда идти на восток, то близко городские ворота, которые ведут к Гефсимании».
Сейчас на этом месте очень близко расположены два храма: католический собор святой Анны, славящийся прекрасной акустикой, и греческая церковь Иоакима и Анны. Под храмами находятся пещеры, но местом Рождества Пресвятой Богородицы считается пещера под греческой церковью.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.
Отсюда группа паломников Россошанской епархии начала двигаться по Крестному пути (Виа Долороса, Дорога Скорби) – пути, по которому шел Спаситель к месту Своей Крестной смерти.
Посетили Александровское подворье (личные покои семьи Романовых в Иерусалиме), Порог Судных Врат и так называемое «Игольное ушко».
История этого места началась более двух тысяч лет назад. В то время здесь была окраина древнего Иерусалима, и располагалась одна из угловых сторожевых башен с городскими воротами. Строил эти стены царь Ирод. И сегодня здесь можно видеть древнюю каменную кладку с характерной иродианской обтеской по краям камней.
Александровское подворье было построено на приобретенном Российской Империей участке, который находился в непосредственной близости от Храма Гроба Господня. Изначально планировалось на этом месте строительство консульства, но при расчистке местности были обнаружены остатки древних сооружений.
Непосредственно системные раскопки были начаты Императорским Православным Палестинским Обществом в 1882 году. Меценатом выступил его председатель – великий князь Сергей Александрович. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. Непосредственно раскопки проводил немецкий архитектор и археолог, блестящий знаток Иерусалимских древностей Конрад Шик.
Во время раскопок были найдены остатки городской внешней и внутренней стены, арка с двумя колоннами, остатки церкви, построенной Святой царицей Еленой в IV в. Конрад Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе.
Стало понятно, что на таком месте, ценном для всего христианского мира, а также единственном месте Крестного пути, принадлежащем Русской Православной Церкви, строительство российского консульства неуместно. Было принято решение возвести здесь храм. Но возник ряд проблем, поскольку строительство церкви на подворье требовало согласий Иерусалимского Патриархата, католического духовенства и турецкого правительства. Глава османской империи запрещал любое строительство на подвластных ему территориях, католики стояли на страже своих интересов, а Иерусалимская церковь заявила свой протест официально, опасаясь того, что русская церковь будет находиться рядом с главной святыней христианства – Храмом Воскресения Христова. Одним из условий Иерусалимского Патриарха о принадлежности церкви было категорическое заявление о том, что церковь должна принадлежать царской фамилии, а не Палестинскому Обществу, в доме которого она будет находиться.
Благодаря дипломатическим способностям архимандрита Антонина Капустина и всего дипломатического русского представительства на Востоке согласование было подписано, а церковь на подворье с приютом для паломников общей площадью 1433 квадратных метра была освящена 22 мая 1896 года в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.
Храм во имя князя Александра Невского – это самое большое помещение подворья. Украшает его деревянный резной двухъярусный иконостас, ведущий свою историю ещё с византийских времён. Высота литургического зала 10 метров, длина 22 метра. В центре церковного зала перед иконостасом стоит каменный престол, который учёные и археологи относят к придельному храму базилики царя Константина, возведённого им в IV веке. В торце западной стены висят 14 живописных икон в чёрных рамах на подрамниках, открывающих верующим святые лики подвижников веры Христовой.
Далее маршрут пролегал ко Храму Воскресения - Храму Гроба Господня, на Святую Голгофу. Здесь паломники осмотрели камень Миропомазания, Святую Кувуклия – место Гроба Господня, придел Ангела, ротонду Гроба Господня, Кафоликон – греческий Соборный Храм Воскресения Христова, часовня Главы Адамовой, придел св. Иоанна Крестителя, придел св. равноапостольной царицы Елены, придел Обретения Креста Господня, пещера Обретения, придел св. Лонгина Сотника, придел Возложения Тернового Венца, придел Темницы Уз Господних, а также другие святыни Храма.
Иерусали́мский храм Воскресе́ния Христо́ва, более известный как храм Гроба Господня. Считается, что он стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно сходит Благодатный огонь. Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Греко-православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев.
Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившееся тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами, и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века).
Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика — Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса. Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем.
Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чём в Православной церкви был установлен праздник Обновления храма.
Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).
Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джауда Аль Гадийа, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусайба. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
По окончании посещения Храма паломники отправились к месту ночлега.
13 декабря 2024 года Православная Церковь чтит память апостола Андрея Первозванного – первого из апостолов, который последовал за Христом.
12 декабря 2024 года епископ Россошанский и Острогожский Дионисий возглавил всенощное бдение накануне празднования памяти святого апостола Андрея Первозванного в Свято-Ил...
Очередное заседание епархиального совета состоялось в г. Павловске после Божественной литургии. В работе совета, кроме постоянных членов, приняли участие благочинные церк...
10 декабря, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», в Павловском благочинии произошло радостное, торжественное, грандиозное по своему масштабу событие.
9 декабря в зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоялось закрытие Митрофановских церковно-исторических чтений
13 декабря 2024 года Православная Церковь чтит память апостола Андрея Первозванного – первого из апостолов, который последовал за Христом.
12 декабря помощник благочинного Калачеевского церковного округа по социальной работе Семёнова Ольга Николаевна посетила семью Матвиенко, которая переехала в село Красносёловка Петропавловского района...
С 8 по 11 декабря 2024 года священник Острогожского благочиния иерей Михаил Порубаев пребывал в зоне Специальной Военной операции по приглашению командующего и военнослужащих, которым передается посто...
12 декабря, в четверг, в Каменке отметили День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
12 декабря 2024 года епископ Россошанский и Острогожский Дионисий возглавил всенощное бдение накануне празднования памяти святого апостола Андрея Первозванного в Свято-Ильинском соборе города Россоши...
11 декабря, в день 30-летней годовщины начала первой Чеченской войны, в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон настоятель протоиерей Сергий Чибисов совершил панихиду
По благословению Преосвященнейшего Дионисия епископа Россошанского и Острогожского 11 декабря, в день 30-летней годовщины первой Чеченской компании, в храмах Острогожского благочиния были совершены па...
В среду 11 декабря в Каменке по инициативе Общественной палаты района прошел форум “Общественность - Фронту”, на котором депутат Воронежской областной Думы Ольга Ортина вручила благочинному Каменского...