«Взаимодействие образовательных учреждений с религиозными организациями по вопросам ведения курса ОПК» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Взаимодействие образовательных учреждений с религиозными организациями по вопросам ведения курса ОПК»

  2 сентября 2016  |    1250
«Взаимодействие образовательных учреждений с религиозными организациями по вопросам ведения курса ОПК»

Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, всё то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции. Изучение в школах Основ Православной Культуры (ОПК) – это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. Предмет ОПК открывает ребёнку мир Православия – мир бесконечный, добрый и мудрый. В связи с этим к преподаванию ОПК нужно относиться особо, прежде всего преподаватель предмета должен стараться воспитывать в себе любовь к православной культуре и любовь к детям, потому, как: «От избытка сердца глаголют уста». Поэтому сейчас, как никогда необходимо тесное сотрудничество между школой и Церковью, между преподавателем ОПК и священнослужителем.

   Каждому священнослужителю необходимо выстроить правильное взаимодействие с администрацией школы, или школ, находящихся на территории прихода. Приход может и должен оказывать методическую помощь преподавателю ОПК, помогать администрации школы в проведении консультативных мероприятий для родителей и педагогов. Помогать организовывать экскурсии в храмы, монастыри, на святые источники. Быть инициаторами в организации мероприятий по случаю православных праздников, помогать преподавателям ОПК в создании презентаций, организации православных выставок и многое другое. На основании нормативных документов федерального и регионального уровня, священник может присутствовать на уроках ОПК и участвовать в беседах с учащимися, естественно заранее согласовав с администрацией школы и преподавателем ОПК. Хотелось также призвать педагогов не стесняйтесь, а тем более не считайте ненужным, приглашать священнослужителей в школы. Потому как детям очень интересно общаться со священником, задавать ему вопросы.  Союз школы и Церкви в деле ведения модуля ОПК способствует к возникновению и укреплению христианской педагогики.

   Отличительные черты христианской педагогики от любой другой педагогической системы заключается в том, что она готовит ученика не только для полноценного земного существования, но и для жизни будущей, вечной. Естественно таким образом христианская педагогика способствует воспитывать у подрастающего поколения  христианское мировоззрение, осмысление мира, жизни человека и его деятельности. И наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли. Совместные усилии учителей и духовенства должны быть устремлены к утверждению в подрастающем поколении знаний и пониманий истоков отечественной  материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России. Так же утверждению высокого уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. В задачу сотрудничества входит убеждение учащихся в том, что настоящий гражданин и христианин, любит свою Родину, гордится её славной историей, изучает историка – культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. В задачу сотрудничества входит научить детей во всей своей жизни внимательно следить за своим духовным и физическим здоровьем, как к важной личной и общественной ценности.

   Мне кажется, очень уместно будет сегодня затронуть и такой модуль как Светская этик. Несколько школ нашего района, всё же отдают предпочтение именно этому модулю, нежели модулю ОПК. Но если сравнить эти два модуля мы сможем увидеть следующую картину.

 Этика - это раздел философии, философский предмет, изучать который в 4-м классе, очень рано. В рамках этого курса перед ребенком ставят задачу самому, философски обосновать, что такое добро, а что такое зло, и сделать выбор на основании этих философских выводов. Четвероклассник, в силу своего возраста, конечно, не может сделать такой выбор. Однако у многих и родителей и возможно педагогов складывается такое представление, что этика сродни этикету, правилам хорошего тона: как правильно сидеть за столом, как быть вежливым и т.д. Но это заблуждение: этика это философское обоснование нравственности, а этикет это правила поведения в обществе. Чтобы почувствовать разницу между светской этикой и православным мировоззрением, нужно сразу отметить, во-первых, происхождение самих понятий. «Этика», «этикет», «этикетка» - однокоренные понятия, и они предполагают именно внешнюю форму поведения, некую вывеску, если хотите маску, за которой может скрываться все, что угодно. То есть светская этика не говорит о внутреннем содержании человека, да и не может говорить. Здесь мы входим в область духовной, религиозной жизни человека, совершенно не определимой, с точки зрения философии. Недавно в интернете просматривал учебники по светской этике и в одном из них встретил объяснение что такое «стыд», это учебник «Основы светской этики» для 4-5 класса (издательство «Просвещение»), рекомендованного Министерством образования и науки РФ для преподавания в школах, цитирую: «Это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми».

Даже само обоснования этого термина для четвероклассника относительно сложное, но не это главный недостаток. Причина в то, что акцент в этом светском определении стыда делается на внешнее - осуждение людьми. А если человек делает что-то безнравственное,  например, изменяет супруге или посещает развратные мероприятия? Он не нарушает ничью свободу, никто его за это не осуждает, значит, он не должен испытывать стыда и угрызений совести? С этой позиции стыд уже можно рассматривать вообще как психическое нарушение, комплекс, от которого нужно избавляться. Например ещё, понятие «мораль» в этом учебнике тоже не раскрыто: там неоднократно оговаривается, что «мораль» - понятие трудноопределимое. А в качестве образца морали предлагается ориентироваться на... Конституцию РФ(?!). Здесь же авторы учебника задают четвероклассникам риторический вопрос: «Что значит быть моральным?» и сразу указывают, что однозначного ответа быть не может. Но ведь когда в 4-м классе ребенок должен сам выбирать между добром и злом, при этом не понимая, что такое мораль, это очень странно. Ребенку необходимо четко осознавать, что такое добро и что такое зло. А стыд должен появляться не только тогда, когда тебя осудили люди. Нужно воспитывать в школьниках совесть и дать им понять, что есть незыблемые нравственные законы, заложенные в наши сердца Самим Богом, не зависящие от Конституции той или иной страны.  Ну пример если Моисей 3,5 тысячи лет назад, сойдя с горы Синай, принес заповедь: «Не прелюбодействуй», то она непререкаема и сейчас. А светская нравственность в угоду современным ценностям, политике, может меняться как угодно. Христианство говорит, что совесть - это голос Божий в душе человека.

   В завершении хотелось бы отметить, что невзирая ни на какие личные амбиции мы все с Вами должны понять,  наше время – сложное, лукавое, наполнено вызовами, угрожающими как духовным, так и материальным основам существования человечества. Найти адекватный ответ на эти вызовы можно, лишь обратившись к вечным ценностям, лежащим в основе исторического бытия России. От того, сможем ли мы это сделать, зависит единство страны, сохранение чувства общности между населяющими ее народами. Как никогда остро, сейчас стоит вызов разрушения нравственных основ. Преодолеть его можно, лишь помня о том, что нравственный закон пронизывает все и вся – не только человеческую жизнь, но и законы мироздания. Православие учит, что в природу человека вложено нравственное чувство, и человек призван раскрыть это чувство в общественной жизни, в государственном строительстве, в культуре, в техническом творчестве. Я не боюсь сказать, что бы кто не говорил, но нравственность немыслима без духовности, соответственно, стремясь воспитать гражданина, государство и церковь не могут не сотрудничать. Я уверен, что думающему человеку, который выстраивает своё мировоззрение,  руководствуясь не эмоциями, а рассуждением ситуации, вполне очевидно, что для наших детей будет более полезным преподавание в школах именно модуля ОПК, а не светской этики. Лучше пусть в памяти детей будут азы православия, учение которого никогда не приведёт к экстремизму, нежели философия последователи которой, как нам известно из истории, были и революционеры и террористы которые пролили море крови и причинили непоправимый вред нашему Отечеству.  Ненужно никогда забывать, что именно от каждого из нас зависит будущее нашей страны и это понимание мы обязаны передавать от поколения к поколению.

Иерей Алексий Курганский,

клирик Острогожского благочиния



Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
  26 июля 2024

26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенства Россошанской епархии приняли...

На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
  25 июля 2024

25 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», временно командированный клирик Белгородской епархии иерей Андрей Коровин вместе с прихожанами храма Преображения Господня села Новая Кри...

Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
  25 июля 2024

25 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», в храме Вознесения Господня города Калач была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.

Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
  25 июля 2024

Пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии завершилось. В связи с этим 25 июля в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Семёновка настоятелем храма Успения Пре...

Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
  25 июля 2024

Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийского молебна о Победе.

В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
 В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
  24 июля 2024

24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, настоятель храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с. Галиевка Богучарского района  иерей Евгений Чайкин  сов...

В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
  24 июля 2024

24 июля – 5-й день пребывания чтимого образа Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района.

Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
  23 июля 2024

23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.