Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры, я сердечно приветствую вас в сегодняшний день, когда мы с вами совершаем поминовение усопших. Наша православная вера устроена таким образом, что мы не разделяем живых и мёртвых. Мы всех называем живыми перед Лицем Божиим. Если бы было иначе в нашем понимании смысла жизни, то мёртвые не пользовались бы с нашей стороны таким почтением, таким уважением, таким отношением, которое мы к ним проявляем и должны это делать. Мы общаемся с ними как с живыми, вспоминаем их дни рождения, дни смерти как время особого их рождения для новой жизни перед Богом. Вспоминаем какие-то особенные действия в жизни, которыми они запечатлелись в нашем сердце. Обращаясь к их памяти, совершая её, мы молимся к Богу, являя любовь и единство в этой любви перед Лицом Божиим. Это действительно исполнение того евангельского закона о любви к ближнему, о котором говорит нам Христос. Тем самым мы свидетельствуем не только об исполнении данной нам Христом заповеди, но ещё свидетельствуем о том, что Христос, Который воплотился на земле, будучи Богом даровал наследие вечной жизни, указал нам пути ко спасению, показал человечеству, что оно не уходит в небытие после своей смерти.
Христово Воскресение было воочию увидено людьми и засвидетельствовано, оно стало основой нашей веры, оно было принято людьми, Его учениками, как повеление проповедания этого Воскресения в человеческой среде, среди обычных людей, которые являются наследниками этой проповеди, этой надежды и свидетелями самого Воскресения, ведь каждую Пасху мы свидетельствуем о Воскресении Христовом говоря: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», - подтверждая истинность совершившихся событий.
И сейчас мы призываем память святых, которые уже умерли, но живут в Боге и исполняют закон вечной жизни, пока ещё для нас не понятный, но они уже живут, и мы уже к ним обращаемся не как к умершим, а как к живым. Для некоторых людей эти святые как бы легендарные личности, некоторые их считают как бы богами, обращаются к ним как к Богу, считая, что святые в полноте могут совершать благодеяния для всего человечества. А они всего лишь предстательствуют, молятся перед Богом, чтобы Господь проявил милость и преклонил своё ухо к слышанию молитв и воздыханий живущих людей.
Те наши родственники, которые уже умерли, если жили нравственным законом, они тоже предстательствуют за нас и проявляют участие в нашей жизни, подвигая нас к делам милосердия. Например, приснится покойник и просит еды. Что это значит? Он милостыню просит, чтобы мы заказали обедню заупокойную, в храме побывали, на службе помолились. Таким образом, умершие участвуют в нашей жизни, они помогают нам идти по тому пути, который пройти нужно, и не пройдя которого, мы не узнаем возможности открытия для себя продолжения человеческой жизни в вечности. Поэтому нам и нужно быть особо внимательными в своей жизни, все свои хотения соизмерять с тем, а нужно ли нам это, что за этим стоит и какие последствия нас ждут, если мы свои хотения исполним? Будет ли наша душа спокойна, будет ли совесть чиста? Не обидим ли кого-то, кто находится с нами рядом, тем самым нарушая закон Божий о любви к ближнему, о том, что всё должно быть на пользу ближнему, не разрушим ли свою душу и жизнь, потом всю жизнь каясь о содеянном поступке и восстанавливая утраченную нами благодать?
Я желаю всем нам, дорогие братья и сестры, быть немного строже к себе, внимательнее, ответственнее к той свободе, которую мы имеем. Мы рассуждаем о святых людях. Но есть и другие люди¸ в том числе наши родственники, и мы с вами потенциальные участники этого процесса, которые попадут в ад, и для которых жизнь будет не жизнь. Они будут жить в пространстве того миропонимания, в котором привыкли жить на земле. Привыкли постоянно ругаться, унывать, роптать или же привержены каким-то страстям, связанным с плотью, они в таком же состоянии будут и в аду. Только это состояние никогда не принесёт удовлетворения. Если здесь мы поругались, выплеснули негатив и от этого получили удовлетворение, то там бесконечная ругань ничем не оканчивается, только ещё больше проблем получается, и нет того, кто мог бы помочь решить эти проблемы. Едим-едим, и никак насытиться не можем, уже чрево не может вместить этой еды, а чувство голода не прекращается. Или привыкли совершать скабрезные поступки, так же поступаем и там. Но если от еды мы здесь получаем удовольствие, различаем вкусную и невкусную пищу, то там мы этого различать не будем, потому что не будет плотской жизни, которая здесь, на земле. Поэтому действие производиться будет, а результат - нет. Что это как не мучения для человека? Если мы знаем таких людей, знаем какие-то их греховные поступки, надо сугубо о них молиться, пока не настало Второе пришествие Христово, чтобы они получили от Господа милость. За что они могут получить эту милость, если ничего сами не сделали? За нашу святую жизнь, потому что мы ещё во власти использовать свою свободу и просить, молить Господа проявить милосердие к усопшему, которого любим и переживаем о его посмертной участи. Господь, видя наш порыв сердца, нашу душу, пытающуюся проявить любовь к ближнему (опять мы с вами возвращаемся к этой мысли) помогает и нам совершенствоваться в добродетелях, и прощает того, кто согрешил, очищая множество его беззаконий за нашу с вами святую жизнь.
Вечная жизнь – это результат, к которому может стремиться человек, но подготавливается она временной жизнью, тем небольшим отрезком пути – кому 70, кому 80 лет – за который человек научается тому, как ему в вечности жить, что он будет чувствовать, ощущать, как ему будет в пространстве каждодневного умирания, бесконечного процесса смерти, в котором он никогда не сможет получить себе ни утешения, ни радости.
Дай Бог, чтобы мы с вами были людьми, которые могут за своих родственников помолиться и себя в добродетели и нравственности укрепить, тем самым соделать сообщество человеческое и здесь, во временной жизни, и в жизни вечной сообществом святых, которые живут и продолжают жить с Богом. Бог будет действовать в жизни, а где Бог, там радость и свет, утешение и благодать, которая наполняет и даёт силы, оживотворяет собою всё.
Я всех вас призываю к добродетельному христианскому житию, всегдашней памяти о смерти, о своих усопших сродниках. С особой внимательностью надо относиться к тем, кто ушёл в вечную жизнь. Не поленитесь, проявите свою любовь через молитву, добродетельное отношение, через дела милосердия, для того, чтобы и себе заслужить Божие благословение, и им получить прощение прегрешений. Аминь.
Произнесено в в храме во имя св. мч. Иоанна Воина г. Богучара,
05 ноября 2016 года
13 февраля в воскресной школе храма Вознесения Господня города Калач состоялась краеведческая викторина, посвящённая истории земли Калачеевской.
12 февраля, в праздник Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий, Глава Воронежской митрополии, и епи...
12 февраля, в канун праздника Сретения Господня и Дня православной молодежи, по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Россошанского и Острогожского, в актовом зале Калачеевского аграрного...
Настоятель Сретенского воинского храма в/ч 20155 протоиерей Валерий Желнин обратился к военнослужащим с приветственным словом. Он поздравил весь личный состав со значимым событием и благословил курсан...
С 26 января по 9 февраля по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия в Калачеевский церковный округ был принесён ковчег с башмачком святителя Спиридона Тримифунтского.
Клирик кафедрального собора встретился со студентами Россошанского ссуза
10 февраля, в преддверии праздник Сретения Господня и Дня православной молодежи, клирик Свято-Ильинского кафедрального со...
6 февраля, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, помощник благочинного по профилактике зависимостей, настоятель Михайло-Архангельского храма с. Воронцовка иерей Виктор Семенов встретилс...
11 февраля 2025 г., в день памяти перенесения мощей сщмч. Игнатия Богоносца, епископ Россошанский и Острогожский Дионисий сослужил за Божественной литургией епископу Солнечногорскому Алексию.