14 января в народе именуется Старым Новым годом, а в церковном календаре – день памяти святителя Василия Великого.
Эти дни, которые продолжаются с момента Рождества Христова до праздника Крещения Господня, называемые святками. Христос, рождающийся в мир, приходит в начале человеческого бытия в новейшей истории, для того, чтобы обновить человеческую жизнь и привнести в неё те силы, которые помогали бы человеку в этом обновлении почувствовать движение в своём человеческом существе, почувствовать, что человек действительно призван жить по-иному, нежели он жил до пришествия Христа, Спасителя мира.
До Христа был закон, который давал религиозные традиции. Это ветхозаветный храм, закон израильского народа, которым они жили, совершая путь своего бытия. Но этот закон, если его сравнивать с законом Божиим, который даётся с пришествием Христа, был таков, который мы называем государственным или юридическим. Даётся заповедь, и тут же определяется, что будет, если её нарушить. Сразу же указывается, какое наказание даётся за то или иное действие, которое не согласуется с законом правды и справедливости. Это и определяет то, что человек, живший до пришествия Христа, существовал без ощущения бессмертности души. Все знали, что есть загробная жизнь, но в этой загробной жизни все без исключения должны были подвергнуться наказанию. Мы знаем из свидетельств и исследований, что время пребывания ветхозаветных людей до пришествия в мир Христа Спасителя в загробном мире определялось как Шеол, то есть «место тёмное». Это означает, что не было на земле ни одного человека до пришествия Спасителя, который бы мог получить прощение. Даже праведники, которые проповедовали, пророчествовали, совершали дела закона, тоже были подвержены суду этого закона, были не свободны перед ответственностью этого закона, и поэтому находились в этом тёмном месте.
Но когда приходит рубеж времён, наступает обновление времени, начинается новая эпоха бытия человечества и воплощается Бог на земле, то к закону правды присовокупляется закон любви. Если в настоящее время мы с вами по устройству ветхого человека чаще ищем справедливости, правды жизни и меньше ищем любви, то для нас более действенно то, ветхое понимание человеческой жизни, но в меньшей степени действенно то, которое даётся нам с пришествием в мир Христа Спасителя. А нам, людям Нового завета, надо стараться больше пускать в жизнь того образа устройства жизни человека, которое даровано человечеству с пришествием в мир Христа. Потому что благодаря именно этому устройству закон становится не местом наказания, а средством оправдания для человека, потому как к его действию присовокупляется то, что человек не по обязанности, а по любви должен его совершать; вместе с исполнением его, человек приобретает способности, являя в его исполнении любовь, помогать людям находить путь, который указывает Христос своим воплощением. Бог мог совершить по-иному искупление человека, мог по-иному явиться в мир, совершить какое-то сверхъестественное событие или катастрофу, которая послужила бы тому, что всё человечество и всё живое признало бы Бога и покорилось бы Ему. Но Христос выбирает путь любви, и, не нарушая человеческого устройства жизни, приходит в мир путём естественного рождения от Женщины, для того, чтобы совершая земной путь вместе с человеком, Бог, живущий в союзе вместе с ним (а Христос – это как раз союз Бога и человека), обязал человека не по повинности исполнять путь, установленный Богом, а по согласию с Ним и по любви, чтобы войти в продолжение жизни из этого временного бытия в бытие вечное.
Я желаю всем вам, братия, над этими словами, которые принесло нам Рождество Христово, в продолжающиеся дни святок поразмыслить, поискать для себя ответы на вопросы, которые перед нами ставит жизнь, подумать, как мы исполняем свой путь на земле, каким образом он связан с нашим союзом с Богом. Поразмыслить, не входим ли мы в противоречие и поискать путь выхода из них, поискать пути согласия для того, чтобы и Божия правда была с нами, и любовь Его, и мы могли бы и правду Божию и Его любовь являть в пространстве своего бытия.
Я поздравляю всех с праздником, желаю, чтобы дом вашей души был наполнен радостью общения со святостью ощущения того времени, в котором мы сейчас находимся. Желаю физического и духовного здравия, искренности, помощи Божией в том пути, который вы совершаете, находясь в нынешних условиях.
Произнесено в Никольском храме ИК-8,
14 января 2017 года.
Богослужение возглавил клирик Россошанского благочиния протоиерей Владимир Бирюков. Ему сослужили: ключарь собора иерей Павел Белов, настоятель Преображенского храма с. Заболотовка иерей Михаил Гусаре...
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей, настоятель храма прото...
Отец Виталий объяснил слушателям в чем смысл поста и для чего нужны подготовительные недели. В завершении встречи священнослужитель подарил всем небольшие иконы.
В детском саду «Родничок» г. Богучар состоялось торжественное открытие ежегодного проекта Городского детского патриотического фестиваля "Звездочка", посвященного 79-ой годовщине Великой Победы...
Богослужение совершил иерей Вячеслав Адамов.
Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.
Мероприятие открылось исполнением гимна Российской Федерации, а также минутой молчания по павшим героям Великой Отечественной Войны. После торжественной части волонтеры отправились в город для ...
22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...