Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Лазареву субботу / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Лазареву субботу

  31 марта 2018  |    808
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Лазареву субботу

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я сердечно и радостно приветствую с преддверием Святой Пасхи Христовой. Кто постился, молился, готовился, глубоко осознавал и переживал эти дни, чувствует этот особый, неминуемо приближающийся, с особым трепетом захватывающий наше человеческое существо дух Пасхи Христовой. Такое предпасхальное настроение связано с Лазаревой субботой. Этот день очень особенный в календаре, особенный в церковной жизни и жизни каждого христианина.

С этим днём связано много событий. Во-первых, евангельское повествование, которое очень живописно рассказал отец благовестник, ссылаясь на Евангелие от Иоанна, где описываются события воскрешения Христом Его близкого любимого человека по имени Лазарь. С этой семьей Христа связывают очень много евангельских событий: и с сестрами Марфой и Марией, и с их братом Лазарем, и с отцом их Симоном. Если мы внимательно читаем Евангелие, рассуждаем над ним, обращаемся к толкованию, для нас все эти имена, люди, события, связанные с ними, наполнят круг нашей жизни и помогут нам уразуметь многие смыслы, касающиеся нашего личного спасения, наших личных характеров, личных проявлений в отношении к Богу и в отношении Бога к нам.

Но для нас очень важно сегодня рассмотреть несколько иные смыслы, которые важны. Во-первых, закончился Святой Великий пост. В пятницу мы слышали слова песнопений, в которых говорилось, что мы совершили путь Святой Четыредесятницы. Сейчас мы встаем на путь, который ведет Христа в Иерусалим, где Он начнет Свое Крестное шествие. Мы призываемся идти со Христом. Идти с Ним, чтобы быть свидетелями воскресения Лазаря, чтобы участвовать в вечере в доме Симона, чтобы увидеть, как Мария, сестра Лазаря, помажет ноги Иисуса миром. Идти со Христом, чтобы быть с апостолами на Тайной Вечере, чтобы молиться с Ним в Гефсиманском саду, быть с Ним на Голгофе, распяться и воскреснуть. А вот символом предстоящего Воскресения Христа и воскресения каждого человека является сегодняшний день – день воскрешения праведного Лазаря.

Вместе с тем, сам образ Воскресения возникает при рождении человека на земле. Когда человек рождается, его приносят в храм для крещения. Он погружается в воду, тем самым в воде, когда она смыкается над головой, умирает, чтобы воскреснуть для жизни во Христе. Умирает тленный человек и восстает человек обновлнный, ради которого воплотился Христос, распялся и воскрес, чтобы этого конкретного человека воскресить вместе с Собой. Поэтому в сегодняшний день – день воскрешения праведного Лазаря – мы слышим песнопение перед чтением апостола: «Елицы (то есть «которые») во Христа крестились, во Христа и облеклись». Это нам с вами, взрослым людям, которые уже когда-то крестились, когда-то стали христианами, познали эти символы, для каждого из нас наступает время напоминания о том, что с нами это произошло, о том, что мы уже идем путм спасения, что должны, обязаны проповедовать Христа в своей жизни и говорить вместе с апостолом Павлом: «Я не стыжусь страданий и испытаний, потому что я знаю Того, в Кого я верую». Когда мы знаем Того, в Кого веруем, тогда уверены, что никакие страдания, искушения нашей жизни нас не способны отлучить от Любви Божией, не способны поколебать в нас желание неленостно проповедовать Христа. Это сегодняшнее напоминание нашей обязанности происходит с нами каждый год.

Вместе с тем, пост сам по себе напоминает нам о нашем крещении. Псалмопевец говорит: «проидохом сквозь огнь и воду, и извел ми еси в покой». То есть, мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты нас привел в состояние мира, покоя. Простые люди сказали бы – счастья. Мы с вами, вступая в Великий пост, совершенно осознанно ввергаем себя в огонь. Почему? Пост – это не только воздержание от физической пищи, когда мы лишаем себя привычной нам скоромной пищи: мясной, молочной, яиц. Но мы с вами обязаны вести духовную борьбу. Это гораздо сложнее, чем просто отказаться от пищи. Многие люди, очень большие грешники, которые осознанно грешат, осознанно отвергают Бога, своей жизнью проповедуя безбожие, постятся так, что многим христианам даже не представляется. Бесы постятся. То есть ничего удивительного, что человек воздерживается от физической пищи, нет. Гораздо сложнее совершить духовный пост. Тут начинается большая проблема. Мы привыкли жить со своими мыслями, своим психологическим пониманием жизни, своим мировоззрением, которое основывается на нашем образовании, культурном отношении, этическом и моральном кодексе, заложенном в нас нашими родителями. Мы не готовы отказаться от своего мировоззрения. Как только возникает маленькое искушение, где оно встречает преграду – слово «я», или «я должен, обязан, я мог бы постараться, я мог бы приложить труд» - начинается очень большая проблема: почему Я должен постараться, приложить усилия, почему он, она не должны? Вот это и есть огонь, который наступает. Чтобы пройти этот огонь, нужна большая сила. Эта сила может быть только в помощи Божией. Когда мы с вами эту силу ощущаем, то вместе с этой приходящей силой ощущаем необходимость в ней. Необходимость этой силы и есть осознанное покаяние, осознанное понимание необходимости присутствия помощи Божией в нашей жизни. Помощь Божия тогда ощущается, когда мы понимаем, что мы немощны, каемся, просим у Бога прощения и готовы к исправлению. Когда мы просим прощения, от часто плачем, каемся со слезами. Тут и наступает вода. Мы проходим через огонь и воду (наши слезы), чтобы прийти в состояние покоя. Когда выплачемся покаянными слезами, тогда наступает мир в душе, сердце успокаивается. Даже в простой житейской проблемной ситуации: когда выговоримся, выплачемся перед близким человеком, наступает умиротворение. Тем более, когда дело касается духовной жизни. Поэтому без этих вещей в духовной жизни обойтись невозможно.

Предпринимать этот труд нужно каждый год. Во-первых, для того, чтобы напомнить себе, что мы – христиане, что мы когда-то крестились, во Христа крестились, а теперь надо во Христа и облечься. Для того, чтобы облечься во Христа, найти в Нём мир, нужно пройти сквозь огонь и воду, чтобы во Христе, облекшись в Него, обрести покой. Обретаем покой мы тогда, когда умирает наш ветхий человек, испепеляются и уничтожаются все его греховные наклонности, он распинается, чтобы умереть, и Христовой силой воскрешается, и живёт уже духом, духом Христовым молится, духом Христовым движется, ходит по земле и проповедует Христа, и действует через Него Христос.

Я желаю нам всем этой настоящей уверенности в то, что мы обязательно воскреснем. Той уверенности, какая была у Марфы и Марии, когда они встретили Христа и сказали: «Да, Господи, мы верим, что воскреснем в Воскресение мертвых». Но это всеобщее воскресение. Для каждого из нас важно индивидуальное воскресение, которое произошло сегодня с Лазарем. Когда читался Великий покаянный канон, мы слышали в нём такие слова: мы плачем над своей душой, как Марфа и Мария над Лазарем. Чтобы произошло это индивидуальное воскресение, мы должны для своей души стать как Марфа и Мария, плачущие над Лазарем. Чтобы душа наша – Лазарь – воскрес не как-нибудь, а Христом, и во Христе, и сейчас, пока мы живём на этой земле. Тогда Христос действительно будет действовать через нас, тогда будет нам понятен, и мы будем чувствовать себя не одинокими, не оставленными. Христос же плакал сегодня над Лазарем, показывая Своё Человечество, чтобы мы знали, что Христос воплотился на земле, действительно знает человеческие нужды и сопереживает нам. Эти слёзы Христовы над Лазарем есть образ сопереживания Христа всем нашим нуждам, тревогам, беспокойствам. Но Он как Бог может сказать: «Лазарь, гряди вон!» То есть «воскресни!», и так воззовёт нашу душу, чтобы она ничего не боялась, потому что знает, что это голос Христов. Нечистая душа, нечистое сердце не может слышать голоса Христова. Чистыми же душа и сердце становятся тогда, когда мы с вами во Христа покрестились и облекаемся во Христа, обновляем себя огнём и водой, чтобы обрести во Христе покой.

Я желаю нам всем этого доброго мирного духа, потому что мы сейчас, обновлённые огнём и водою Великого поста, вступаем на крестный путь шествия Христа ради нашего искупления. Чтобы мы были уверены, когда Христос воззовёт нас, но чтобы мы чаяли этого индивидуального воскресения с каждым Воскресением Христовым, с каждой Пасхой, каждому в отдельности, пока живём на земле. Живём для того, чтобы ближе узнать Христа, а когда узнаем Его, войти в Его радость вечной жизни. Аминь.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь

31 марта 208 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
Всероссийский молебен о Победе у иконы Пресвятой Богородицы «Казанская».
  26 июля 2024

26 июля в Благовещенском Кафедральном Соборе г. Воронежа духовенство Павловского церковного округа во главе с благочинным иереем Максимом Богомоловым в составе духовенства Россошанской епархии приняли...

На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
На участке дороги «Калач-Новая Криуша» совершён молебен о путешествующих
  25 июля 2024

25 июля, в день празднования иконы Божией Матери «Троеручица», временно командированный клирик Белгородской епархии иерей Андрей Коровин вместе с прихожанами храма Преображения Господня села Новая Кри...

Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
Прихожане храма Вознесения Господня города Калач поздравили благочинного с днём рождения
  25 июля 2024

25 июля, в четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери «Троеручица», в храме Вознесения Господня города Калач была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.

Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
Завершилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии
  25 июля 2024

Пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» в Калачеевском благочинии завершилось. В связи с этим 25 июля в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Семёновка настоятелем храма Успения Пре...

Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
Преосвященнейший Дионисий принял участие в торжественной встрече новообретенной иконы Божией Матери "Казанская» В Воронеже
  25 июля 2024

Принесение святыни совершается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в рамках Всероссийского молебна о Победе.

В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
 В селе Журавка Богучарского района освящен Поклонный крест
  24 июля 2024

24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, настоятель храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с. Галиевка Богучарского района  иерей Евгений Чайкин  сов...

В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
В 5-й день продолжилось пребывание чтимого образа «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района
  24 июля 2024

24 июля – 5-й день пребывания чтимого образа Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории Калачеевского района.

Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
Преосвященнейший Дионисий, епископ Россошанский и Острогожский, побеседовал с корреспондентом РИА Воронеж
  23 июля 2024

23 июля епископ Россошанский и Острогожский Дионисий встретился с корреспондентом РИА Воронеж Олесей Жиляковой.