Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю Торжества Православия / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю Торжества Православия

  5 марта 2017  |    853
Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в Неделю Торжества Православия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Всех вас, возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, уважаемые представители районной и городской администрации, депутатского корпуса, я сердечно приветствую с сегодняшним днем окончания первой недели Великого поста и началом следующей недели, с воскресным днём, который в церковном календаре именуется Торжеством Православия.

Мы с вами являемся сообществом православных людей, составляем православную церковь. Церковь – это Тело Христово. Когда мы приобщаемся Святых Христовых Тайн, тем самым Тело Христово как бы расширяется, увеличивается и умножается, тем самым наполняется пространство бытия человека присутствием Христа в его жизни. Дай Бог, чтобы это причащение Святых Христовых Тайн служило нам во исцеление души и  тела, во обновление наших телесных и душевных сил, в укрепление святой Православной веры в наших сердцах, в стоянии за правду, чтобы мы были людьми не лицемерными, правдивыми, искренними, людьми, уклоняющимися от зла и утверждающимися в Истине и в добром жительстве на земле.

Умножая правду на земле своей личной жизнью, мы умножаем присутствие Бога. Правда – это не то, что соответствует нашему эгоистическому пониманию жизни и желанию, чтобы было по-нашему, даже если наше утверждение является правильным. Правда – это союз любви и взаимопонимания между двумя людьми или сообществом людей, или смирение между человеком и Богом, где человек повинуется закону Божию.

В церковной жизни все устраивается таким образом, что все, что связано с бытием Церкви, обязательно имеет символический характер. Без наличия символа в церкви ничего не происходит, в том числе и сегодняшняя Божественная литургия и наименование сегодняшнего дня - Торжество Православия. Если бы мы буквально понимали эти слова, то сейчас весь 60000-ый город был бы собран на одной огромной площади, потому как все крещены в своем младенчестве, и участвовали в богослужении, исповедуя свою православную веру. Но Церковь Христова и стадо Христово, по слову Самого Христа, является малым, и среди многих званых, а все крещеные люди, которые живут и в нашем городе, и приглашены быть участниками в пути следования Христа, - они званные. Но среди этих званных очень мало избранных. Поэтому небольшая часть нашего города, небольшая часть именующих себя христианами людей, которые сегодня были в общении Таинств исповеди и причастия, и составляют то Тело Церкви, в Котором мы с вами живём. В этом Теле Церкви мы свидетельствуем о наличии правды и торжества Истины. То есть мы свидетельствуем о присутствии среди нас Христа. Мы скорбим и молимся о тех, кто, по благой причине (может, их связывают домашние обязанности по отношению к ближнему, либо болезнь, либо забота о маленьких детях, либо иные какие-то обстоятельства), остались сегодня за стенами этого храма. Но есть и те, которые были крещены, но отвергают плоды крещения, не развивают в себе семя Христово, не возрастают в истине, не знают правды Божией и закона Божия. Тем самым удаляются от благодатного содействия в их жизни Духа Святого. Поэтому вот пример того, что мы символично празднуем, но в буквальном смысле осознаем реальное положение вещей.

Далее, если мы рассмотрим само понятие символа (очень важно, прошу запомнить это), «символ» - это греческий глагол, состоящий из двух частей: «соно» и «балос». В буквальном смысле означает «соединение», «слитие», «создание». В древности, в том числе и в греческом народе, происходило следующее действие, когда родные люди или очень близкие друзья, или дети с родителями расставались на неопределённый срок или в неопределенных обстоятельствах. Они брали восковую или глиняную дощечку или делали какую-то фигурку, либо медальон из материала, который легко ломался, и после изготовления этого предмета, его ломали на части. Одна часть оставалась у одного человека, другая часть уходила к другому. По прошествии лет эти же люди или члены их семей, которые сохранили эти предметы у себя, при встрече соединяли этот предмет, и он составлял единое целое. Поэтому они узнавали, что они являются родственниками, принадлежат одной семье и являются наследниками того, кому принадлежала часть символа, то есть часть этого соединения. Они радовались, благодарили Бога за то, что у них есть возможность вернуться, объединиться с семьёй, и строили перспективу своего  будущего. Часто это было решающим моментом в судьбе тех или иных людей.

Вы спросите, какое это отношение имеет к нам, к сегодняшнему дню и церкви? В церкви, как мы говорили, всё символично. Сам храм имеет много разных символов. Он символизирует собой и Голгофу, на которой распят Христос, потому что на куполе установлен крест. Голгофа – это гора, и храм внешне напоминает высокую гору. Он символизирует собой пространство неба, в котором присутствует Господь, окружённый ангелами и святыми. Алтарь, в котором совершается богослужение – это небесное жилище. В то же время это пещера Рождества Христова, а также и пещера погребения Христова и престол, на котором совершается богослужение – это гроб, в который было положено Тело Христово. Но, вместе с тем, престол – это и трапеза, стол, за которым совершилась Тайная вечеря, установление Таинства причастия. Мы видим исхождение священнослужителей во время богослужения с Евангелием на центр храма, видим, как священники переходят с Чашей и дискосом в алтарь через храм. В первом случае это символ проповеди Христовой, во втором – это шествие Христа с крестом на Голгофу. Мы с вами причащаемся от Чаши, тем самым символизируем своё участие в той неповторимой, заповеданной нам вечере, которую Христос совершил со своими учениками. Мы окружены священными изображениями икон, на которых видим Богородицу, ангелов, апостолов, преподобных, святителей, мучеников, праведников, юродивых. Они символизируют то, что мы, пришедшие в храм, растворяемся  в пространстве святых и сами символично становимся святыми. Мы с вами, призванные быть святыми, в практике своей жизни воспринимая символ, способны дальше его развить. Одна часть этого символа находится у нас, живущих на земле, а вторая часть его находится на небе, у Бога, со святыми. Когда мы объединяем свои усилия в молитве, в участии в Таинствах, когда мы в себе взращиваем плоды исполнения заповедей Божиих, плоды святости, добродетели, христианской нравственности, мы соединяем этот символ и свидетельствуем, что мы с Богом едины. Когда мы достигнем предела своего временного бытия и перейдем в вечность, этот соединённый символ, воочию покажется нам и будет явлением того, что мы с вами поселимся в обиталищах святых видимым образом, видимым образом увидим славу Божию, видимым образом будем жить со святыми, теми, которых видели на иконах. Поэтому, когда мы живем на земле, то призываемся так благоговейно относиться к своей вере, ее святыням и символам, к осознанию и пониманию своей веры, потому что без этого невозможно достичь плодов веры и показать их сначала в жизни временной, а потом воспринять их и унести в жизнь вечную.  егодня мы вспоминаем всех тех святых людей, которые от века потрудились для того, чтобы передать нам эти знания, понимание и символы, чтобы мы, наученные и имеющие понимание, эти символы воплощали в жизнь.

Скажу ещё одно слово святого, который жил в XIV веке и был архиепископом города Фессалоники. Это великий святой, отец Церкви, святитель Григорий Палама. Он говорил о ценности слова, чтобы мы понимали, что каждое слово, нами сказанное, есть воплощение того, о чём мы говорим, нам нужно усвоить следующее выражение: «Каждое слово, произносимое человеком, есть выражение и свидетельство истинности Боговоплощения». Теперь подумайте: всегда ли наши слова связаны с Богом, добром, правдой, истиной? Или же мы воплощаем в словах ложь, лукавство, зло и прочие вещи, которые входят в нашу жизнь? Оттого и получается, что воплощенное слово, продолжение этой истины, истины зла или истины правды, живёт среди нас. Нам, христианам, как нужно относиться к пониманию воплощения слова? Со страхом и благоговением произносить его или же мы просто праздно лепечем своим языком, болтаем им в пространстве воздуха, не осознавая и не наполняя его смыслом. А смысл независимо от нас наполняет эти слова и начинает действовать.

Я желаю нам всем, дорогие братья и сестры, чтобы мы все, знающие и понимающие символы, о которых сегодня рассуждали, укреплялись бы в вере, чтобы ценили и благоговели перед понятием данного или произнесенного нами слова, чтобы воплощающееся слово было продолжением воплощения Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, действующего среди людей, наполняющего человеческое пространство Своим присутствием и обновляющего его, расширяющего Своим присутствием Тело Христово, то есть Церковь. Умножая Церковь, соделывать  людей, которые входят в ее состав и делаются ее членами, спасающимися людьми, которые наполнены правдой, являются носителями истины, провозвестниками благодати, живущими по заповедям Божиим, ходящими путями Господними.

Я желаю, чтобы время святого Великого поста послужило каждому из нас к этому утверждению в словах истины и в делах правды, чтобы мы постясь, не только воздерживались от пищи, но и в делах своих проявляли то воздержание, которое послужило бы нашему духовному обновлению и зарождению в наших устах и наших делах продолжения присутствия Христа в жизни на земле, в нашем городе, наших семьях, среди нашей православной общины.

Дай Бог, чтобы благодать и мир, крепость веры, благочестие, любовь к святыням, всему, что наполняет церковную жизнь, присутствовало среди нас, русских людей, живущих в Отечестве нашем.

Храни вас всех Господь.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе,

5 марта 2017 года

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
  18 апреля 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.

В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
  18 апреля 2024

На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.

Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
  18 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...

В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс «В Лазареву субботу»
В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс  «В Лазареву субботу»
  17 апреля 2024

В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...

В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
  17 апреля 2024

Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.

Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
  17 апреля 2024

Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.