Слово в Неделю о мытаре и фарисее / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

  5 февраля 2017  |    1269
Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, я поздравляю с сегодняшним воскресным днём памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Мы с вами все являемся сродниками тех людей, которые в годину гонений, репрессий, в годину трагедий нашей с вами истории явились стойкими в вере, убеждениях, стойкими в любви, в преданности своему Отечеству, несмотря на то, что подвергались унижениям, всевозможным притеснениям со стороны своих собственных братьев и сестёр, они смогли сохранить любовь к жизни, любовь к Богу, к своему Отечеству и передали её нам.

Нам с вами, дорогие братья и сестры, за их святые молитвы, имеющим возможность ходить в храм Божий, рождать детей, крестить их в православной вере, воспитывать в отеческом благочестии и любви к родине на основании истории своего народа, прививать им вкус и понимание, знание своей веры, надлежит не пренебрегать данным нам достоянием. Но стараться утверждаться в нём, воспитываться в нём и передавать будущим поколениям то, что необходимо для жизни нашего народа, чтобы был жив наш народ, жива наша вера, была действенна и являла бы собой любовь к Богу, любовь к земному Отечеству в ожидании наследия Отечества Небесного.

Совсем недавно, братья и сестры, мы с вами прославляли родшегося в мир Богомладенца Христа. Это было время, когда мы имели воспоминание о том, как человек имел возможность общаться с Богом, как он жил в Раю, будучи под непосредственным вниманием Бога, беседовал с Ним уста в уста и, смотря в глаза Богу, получал от Него божественное откровение, наставление, поддержку. Грехопадение человека привело к тому, что он был изгнан из Рая, но сохранил надежду на то, что придёт время, когда возможность общения человека с Богом вновь будет обретена. Каждый раз, когда мы вспоминаем Рождество Христово, также вспоминаем и то, что действительно обещание Божие исполнилось. Каждый, родившийся на земле человек получает потенциальную возможность богообщения, управления Богом жизни человека, возможность иметь Бога своим собеседником, другом, с тем, чтобы общаясь с Богом, получая Божественное откровение, устраивать свою земную жизнь для приуготовления наследия в жизни вечной.

Что такое вечная жизнь? Это то, от чего человек ушёл из-за грехопадения, но которая была вновь возвращена благодаря боговоплощению, явлению в мир свидетельства о божественном существе, о существе Святой Троицы – Отце, Сыне и Святом Духе. Это всё происходит не где-то в отдельно взятом доме, отдельном уголке планеты. Это происходит по всей земле.

Для того, чтобы человечество могло как можно полнее, яснее для себя воспринять исполнение этой надежды, Божиим повелением ученики воплотившегося в мир Бога, Господа нашего Иисуса Христа, созидают Церковь как Тело Христово, как то пространство, в котором собираются люди, имеющие общее, единое устремление и в этом пространстве имеют это богообщение, чувствуют отеческие объятия Бога, Его любовь и заботу, прощение и наставления. Создается община верующих людей, которые помнят и чтут Бога, которые рассуждают о Боге, для которых понятие «Бог» - это часть их жизни. Среди верующих много разных людей: умных, красивых, образованных, чистоплотных, порядочных. Но также среди верующих есть и другие люди: грешники, лицемеры, двуличные, люди, живущие потребительством. Но и они продолжают верить в Бога. Они, подобно святым, надеются на милость Божию, желают её обрести, обрести спасение, надежду и не потерять её, чтобы созидать свою жизнь, чтобы устроить свою жизнь так, что когда наступит этот решающий момент прекращения нашего существования на земле и переход в вечность, перейти туда прощёнными и оправданными. Это свойственно каждому человеку. Каждый, даже когда грешит, понимает это и говорит: «Наступит время, и я покаюсь. Даже будучи на смертном одре, я обрету милость Божию». Дай Бог, чтобы надежды таких людей не были безрассудными, чтобы они в этой надежде не обрели себе вместо оправдания осуждение, чтобы их не постигла внезапная смерть, но они имели возможность быть оправданными и наследовать милость Божью.

Такие мы с вами. Никто из здесь стоящих не свят. Мы все порабощены грехом, все нуждаемся в оправдании, прощении, в милости Божией. Таков весь мир. И чем больше живёт мир, тем более греховным он становится, меньше в нём становится святых людей. А те, которые живут свято, так редки. И мы к ним стремимся, хотим общаться с ними, но жить так, как они, мы не хотим, потому, что нам кажется, трудным отказаться от работы греху и дьяволу и работать Богу, иметь Бога своим собеседником. Такими являются два представителя иудейского народа, верующих человека, но разных по своему устройству и характеру. Они пришли в храм Божий помолиться, Богу воздать славу. Мы сегодня тоже пришли в храм, чтобы поблагодарить Бога, попросить благословения, чтобы наши нужды и молитвы были услышаны, чтобы наши переживания были утешены, чтобы те, кто нуждается в наших молитвах,  были поддержаны, не лишены милости Божией. Также, как эти два человека, мы предстоим перед Лицом Бога. Но какие мысли у нас в сердце? Какое настроение в то мгновение, когда мы предстоим перед Богом? Один, фарисей, честный человек, ревностно, последовательно исполняет закон Божий. Он говорит: «Господи, я Тебя благодарю за то, что исполняю закон Твой. Я не такой, как прочие люди, и вот я перед Тобой». А второй стоит за колонной храмовой и говорит: «Господи, милостив буди мне, грешному. Я даже не смею поднять своих глаз и о чём-то Тебя просить». Вера этих людей разная. Один в силу греховности и смирения понимает, что без Бога, Его милосердия ничего не возможно. Но Он же, Бог милосердный, всё знает и зачем его о чём-то просить? Он видит нужду и сердце каждого человека. А другой человек хочет свидетельствовать, благодаря Бога, именно благодаря Его, он подчёркивает свою значимость, свою отличительную черту по отношению к другим людям.

Мы часто ужасаемся и осуждаем грехи людей, даже безличностно, безотносительно к кому-то конкретно, мы говорим, что в мире много греха, кругом разврат, воровство, неправда, лукавство, взяточничество, прочие вещи. Часто осуждая грех, мы под эту гребёнку осуждаем и людей. Даже если мы, осуждая определённые сообщества, осуждаем и людей, в них входящих. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что мы должны ненавидеть грех, но должны любить грешника. Когда мы осуждаем грех, который происходит на земле, если мы настоящие христиане, наше сердце должно возыметь желание в себе самих умертвить грех, не совершать его самим, воспитать своих детей так, чтобы они не были причастны ни к какому греху, неправде, беззаконию и нечестию. Сердцем своим мы должны печалиться о том, что есть люди, над которыми грех властен. Мы должны плакать о таких людях, просить Бога, чтобы Он им помог, наставил на путь спасения, вразумил их, избавил от осуждения, не лишил их надежды. Тогда мы будем настоящими христианами, но не подобными тому фарисею, о котором сегодня идёт речь. Он не сделал ничего плохого, лишь подчёркивал, что исполняет закон Божий, благодарил Бога. Но сделал одну ошибку, которая не должна быть свойственна христианам: он провёл сравнительный анализ между собой и другими людьми. Недопустимо нам как христианам делать этого, иначе мы будем называться находящимися в прелести. Наша жизнь будет находиться в опасности, потому что мы будем думать, что несколько превосходим всё остальное пространство, тем самым лукавить, обращаясь всем сердцем к Богу. Он знает, что находится на дне нашего сердца. Наверняка, если мы внимательней отнесёмся  к нашему сердцу, там найдутся дикие звери и змеи, которые жаля нас, могут отравить нас ядом гордыни, самомнения, превозношения и прочих других грехов, которые замутнят в нас образ Божий. При этом мы не должны ослабевать в ревности и следованию тем установлениям и порядкам, которые помогают нам быть святыми.

Состояние мытаря, когда он просит милости Божией, не всегда может привести человека к оправданию, потому что человек, который живёт незаконно, грешно, но надеется на милость Божию, тоже совершает грех: грех излишнего упования на милосердие Господне. Очень важно, если мы понимаем, что нуждаемся в милости Божией, что мы грешники, покаяться перед Богом, и стараться исправить свою жизнь, созидать ее по правде Божией, как нас призывает Христос.

Сейчас очень сложное время. Мир старается вытеснить понятие смирения, кротости, чистоты из нашей жизни. Мир стремится к тому, чтобы человечество было гражданами мира, забыло свои корни, свой народ, чтобы растворилось в общем пространстве. Для нас с вами это очень сложные и тяжёлые вещи. Если мы обратим свой взор на новомучеников Церкви Русской, то они именно за то, что были русскими, православными, любили свое Отечество, веру, свою культуру и свой народ, пострадали, пролили свою кровь. Даже если мы с христианской точки зрения имеем только одно Отечество – Царствие Небесное, но не будем добрыми гражданами земного Отечества, честными, порядочными, последовательными людьми, то в Царство Небесное мы не войдём.

Вы скажете, как же мы, живущие в небольшом городке люди, можем повлиять на спасение всего мира? Христос говорит, обращаясь к Своим последователям о том, что мы – малая Церковь. Христос пришёл, чтобы спасти каждого человека, но при условии, что человек примет Его. Независимо, один человек спасается или группа людей, спасается целый город верных, добрых христиан. В этом пространстве и совершается действие проповеди, силы слова Божия. Если мы сами будем святыми, сами будем говорить о святом, жить свято, своей жизнью эту святость проповедовать, печалиться о грешниках, заботиться о них в своей молитве, не допускать греха, то тогда мы даже в маленьком городе сможем привнести то, что станет солью, сохраняющей жизнь и действие благодати во всём остальном мире.

Я желаю всем нам, дорогие братья и сестры, всегда иметь ревность и старание исполнения закона Божия, как было у фарисея, но никогда не превозноситься подобно ему, и всегда в своём сердце иметь смирение и кротость мытаря с ожиданием милости Божией, даже не предполагая и не рассуждая, какая она будет, потому что Бог Сам знает, в какой мере нам её подать. Я желаю всем нам, стараться любить жизнь, ближних, воспитывать своих детей в вере, ограждать их от греха, не давать возможности греху распространяться в пространстве нашего бытия. Я желаю всем нам, умножать действие благодати и святыни в нашей жизни, нашем обществе православных христиан, чтобы вера наша не была попрана, забыта и наш народ не погиб в безверии и отчаянии.

Произнесено в Свято-Ильинском кафедральном соборе,

5 февраля 2017 г.

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
В Калачеевском районе состоялся праздник для будущих новобранцев – «День призывника-2024» «Служу Отечеству!»
  18 апреля 2024

В мероприятии принял участие настоятель храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Переволочное иерей Андрей Елпов.

В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
В Калачеевском благочинии провели мастер-класс «В Лазареву субботу»
  18 апреля 2024

На мероприятии присутствовал благочинный Калачеевского церковного округа протоиерей Евгений Бей.

Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
Епископ Дионисий совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского пгт Подгоренский
  18 апреля 2024

Преосвященнейшему владыке сослужили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин, благочинный Богучарского церко...

В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс «В Лазареву субботу»
В СДК посёлка Пригородный состоялся мастер-класс  «В Лазареву субботу»
  17 апреля 2024

В мероприятии, проходившем в библиотеке местного дома культуры, приняли участие воспитанники Воскресной школы при храме вознесения Господня города Калач, педагоги школы и мастера декоративно-прикладно...

В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
В храмах преподобного Сергия Радонежского и священномученика Петра Крутицкого был назначен новый настоятель
  17 апреля 2024

Благочинный Острогожского церковного округа иерей поблагодарил отца Михаила Порубаева и игумена Сергия (Руднева) за понесённые труды в этих храмах, а новому настоятелю пожелал помощи Божией.

Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
Епископ Сергий и епископ Дионисий совершили Литургию Преждеосвященных Даров
  17 апреля 2024

Богослужение прошло в Преображенском храме Архиерейского подворья п. Новонадеждинский Аннинского района.