«Созидать Царствие Божие внутри себя» / Россошанская и Острогожская епархия
Россошанская епархия | Воронежская митрополия

«Созидать Царствие Божие внутри себя»

  2 октября 2016  |    871
«Созидать Царствие Божие внутри себя»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сердечно приветствую вас с воскресным днём. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн.

Пусть наше сегодняшнее молитвенное общение послужит всем нам к пользе духовной и телесной. Потому, что каждый из нас нуждается в благодати Божией, подкрепляющей, освящающей, просвещающей, наставляющей и утверждающей нас во всякой истине и правде.

Мы за литургией в самом начале молимся о том, что Господь, который собрал нас всех вместе, чтобы молитва каждого из нас была исполнена к полезному, утвердил бы нас в познании истины Своей в этой временной жизни и даровал нам наследие в жизни вечной. Это самое главное, что необходимо каждому из нас. Господь призывает нас следовать за Собою и взять крест свой, прежде чем идти. Но чаще всего мы, люди, несение жизненного креста ассоциируем со страданием и терпением скорбей. Давайте посмотрим на этот призыв немного с другой стороны. Начнём с того, что Господь создал человека и поселил его в Раю. Если бы Господь хотел, чтобы человек с самого начала своей жизни следовал за Ним в терпении и страдании, то Господь именно так и устроил бы. Он пустил бы человека исследовать землю, даровал возможность трудиться, научил каким-нибудь ремёслам, показал какую-то премудрость знаний этой временной земной жизни. Таким образом, сказал бы человеку: «Я тебя создал, дал тебе навык, умение. Познавай землю, благоукрашай, устраивай её и в этом будь счастлив». Но что произошло? Господь, создав человека, поселяет его в пространстве покоя. Он показывает ему бытие, в котором человек, находясь в покое, имеет постоянное общение с Богом. Именно это и является ключевым моментом Божественного замысла о человеке как о сотворённом Им существе и о венце творения всего сущего, что создал Бог.

Но человек совершает грехопадение, в следствии чего, лишается этого места покоя, этого устройства жизни. Он становится беспокойным, лишается Богообщения. И тут вступает в силу тот самый сценарий, о котором говорили раньше. Человек начинает познавать мир и премудрость его, созданного Богом через свой труд. Господь говорит, что «ты в поте лица своего будешь добывать хлеб насущный, а жена будет в болезнях рождать своих чад. И врата Рая будут затворены до того момента, пока от жены же не родится Тот, Который уничтожит то, через что пришло зло в мир – власть дьявола» (Быт. 3: 16, 19). И вот родился Христос от жены, Богородицы Девы Марии и отверз человеку вход в Царствие Небесное, в Рай. Мы сегодня слышим евангельские слова о том, что некоторые из вас даже не узнают смерти, как увидят Царствие Божие. Это не означает пространство временных отрезков о том, что скоро, вот-вот наступит Царство Божие, как об этом говорят различные сектанты, создатели новых религий, использующие в основе христианское учение, и со дня на день ожидают пришествие Царства Божия, когда всё устроится и все будут счастливы. Даже коммунисты, разрабатывая свою идеологию, эту мысль взяли за основу. Но на самом  деле, речь здесь идёт совершенно об ином. Вспомните слова, которые говорит Христос: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17: 21). И те люди, которые использовали возможности примирения с Богом до пришествия Христа, этот Рай уже открыли в своей душе, в своём сердце. Они, восстановив богообщение, восстановив это состояние покоя в своей жизни, познают премудрость мира и открывают ее тем, кто приходит к ним за советом, наставлением или молитвой. Таких людей мы называем святыми. Они уже познали Царствие Божие внутри себя. Они уже живут в этом пространстве, и для них смерть будет лишь переходом, который поможет им в полноте раскрыть ощущение этого пространства бытия в Царстве Божием.

Живя на земле и являясь многопопечительными (ведь каждый из нас работает, несёт труды, послушания, живёт в семье, рождает и воспитывает детей, исполняет разные обязанности), каждый из нас похож на того первого человека, который ушёл из Рая и обрёл в своей жизни огромное количество беспокойства. Но, если мы последуем мнению и опыту тех святых людей, которые жили в христианскую эпоху и прославлены Церковью, которые узнали, что такое Царствие Божие, то из их опыта мы можем для себя извлечь некоторые уроки, которые помогут нам понять, как это Царствие Божие внутри себя созидать, как вновь обретать состояние покоя, и как к этому может послужить средство богообщения.

Что такое богообщение? В первую очередь, это молитва, которая должна заполнять всё пространство нашей жизни. В повседневности, когда совершаем труд или в свободное время мы должны в своих мыслях вспоминать о Боге: «Господи, помилуй. Господи, благослови. Господи, Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Молитвами Богородицы, молитвами святых Твоих, Господи, помилуй меня, научи меня правде Твоей, прости согрешения мои. Даруй сердцу моему покой и утверди меня в заповедях Твоих». Когда таким образом мы будем заполнять пространство свободного времени в своих мыслях, мы с вами будем уходить от праздности, которая приводит нас к состоянию общения со грехом. Мы сначала принимаем греховную мысль, вступаем с ней в беседу, затем у нас открываются греховные чувствования, которые побуждают нас к греховному действию. Таким образом, мы начинаем следовать за грехом, и руководимся им в своей жизни. Но если бы мы молились и занимались богомыслием, то праздность от нас ушла бы. Тогда мы действительно узнавали и восстанавливали в себе и волю Божию, и богообщение, и состояние того самого покоя. Некоторые могут возразить, как можно совмещать труд и богообщение? Можно совмещать! Особенно те люди, которые трудятся физически, в мыслях могут беседовать с Богом. Люди, занимающиеся умственным трудом, наукой, могут посвящать Богу свои научные достижения, исследования, разработки. Так эти люди тоже будут находиться в пространстве богообщения. Добыча хлеба насущного и средств, необходимых для существования, должны быть в нашей жизни совмещены таким образом, чтобы не они диктовали, когда нам молиться, а чтобы мы, молясь, обращаясь к Богу, использовали их, чтобы они оказывали нам вспоможение для устройства нашей жизни: чтобы была и пища, и тепло, и земное устройство, и достаток, и радость, и счастье.

Это гармоничное сосуществование в земном человеке того, что необходимо ему для восстановления первообраза человека, созданного Богом, достигается терпением, трудом и навыком благочестия. Но он доступен каждому из нас. Никто не может, не испытав этого пути, сказать, что не может этого сделать. Никто не может, не попробовав сказать, что это недостижимо, что это тяжёлый подвиг. Мы только начнём что-то делать в этом направлении, Дух Святой, видя наше настроение и желание, Сам в нас будет молиться и Сам будет действовать. Но для этого необходимы мужество и решимость. Однако часто мы уступаем власти мира, времени, власти греха и дьявола, смущения, тем самым проявляем слабость и так и не познаём в своей жизни пути богообщения, состояния покоя и открытия для себя премудрости и благости Господней, к которой мы изначально призваны с момента сотворения Богом.

Таким образом, крест нашего жития и следование за Христом для нас становится тяжёлой неудобоносимой ношей, потому что мы не можем сочетать радости крестоношения из-за обременения многими грехами и заботами. Преподобный Нил Синайский говорит о человеке, который обременён многими стяжаниями и многими заботами, что он похож на корабль, который несёт на себе очень большой груз, проседая в воды под тяжестью этого груза. Если вдруг он попадает в бурю и на пути его встречаются рифы, он обязательно о них разобьётся, потому что у него нет лёгкости следования по воде и он не может, руководствуясь парусом, быть унесён в сторону, ему мешает этот груз. Нам с вами необходимо научиться избавляться от такого груза. Когда люди пытаются спастись во время кораблекрушения, в первую очередь выбрасывают грузы, даже ценные. Если мы посмотрим даже на примере воздушного шара, чтобы воспарить над землёй, необходимо сбросить груз, изначально привязанный к корзине. При этом остаётся некий балласт, необходимый для того, чтобы корабль или воздушный шар не стал совсем лёгким и не поддался власти ветра. Мы с вами должны быть такими рассудительными и умелыми людьми. Умение это приобретается через опыт познания жизни и через собственные пути следования этим примерам, о которых мы с вами говорим и рассуждаем. По-другому не возможно, чтобы Господь нас просто взял и повёл этим путём. Либо нужна такая вера, такое упование, умение сораспять себя воле Божией, что нам недостижимо. Либо нужен труд, в котором мы соизмеряем земное с небесным и освящаем небесным земное, но так, чтобы это земное не затмевало в нас лёгкости к небесному шествию и раскрывало бы нас дыханию, действию, шествию этого лёгкого ветерка дыхания Духа Святого.

Дай Бог, чтобы каждый из нас в своей жизни научился познавать эту радость богообщения и радость покоя, чтобы крестоношение в нашей жизни было для нас радостным, а не ввергало нас в скорбь, уныние, отчаяние, чтобы мы, отбрасывая эти самые балласты земного бытия, научились их подчинять себе, чтобы они не мешали нам лёгкости мысли, лёгкости движения сердца, в котором будет звучать молитва, обращённая к Богу как беседа с Ним.

Да укрепит и благословит нас Господь Своей благодатью и человеколюбием в этом добром христианском делании жизни, и да поможет Своей силою понести жизненный крест в радости, уповании и подражании Его долготерпению, Его любви, Его благости. Да будем просвещены мы светом Христова разума. Аминь. 

Возврат к списку

НОВОСТИ ЕПАРХИИ

Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
 Образ святых великого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Феодора Ушакова с частицами честных мощей  были принесены в Троицкий храм сл. Подгорное
  23 апреля 2024

Настоятель храма, иерей Иаков Калинин, совершил молебное пение перед святыней, окропил молящихся святой водой и рассказал собравшимся о духовном значения данного богослужения.

Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
Икона святого благоверного князя Александра Невского и праведного воина Фёдора Ушакова со святыми мощами прибыла в Каменское благочиние
  22 апреля 2024

22 апреля святыня прибыла в Казанский храм Каменки. Благочинный Каменского церковного округа иерей Сергий Папин в сослужении настоятеля Троицкого храма поселка Подгоренский и настоятеля Успе...

В Россоши состоялся епархиальный этап интеллектуальной игры «Квиз»
В Россоши состоялся епархиальный этап интеллектуальной игры «Квиз»
  21 апреля 2024

Участниками игры стали представители молодежных групп пяти благочиний: Россошанского, Острогожского, Калачеевского,Павловского и Каменского.

Молодежная команда Павловского церковного округа приняла участие в интеллектуальной игре "КВИЗ" в Россоши
Молодежная команда Павловского церковного округа приняла участие в интеллектуальной игре "КВИЗ" в Россоши
  21 апреля 2024

Ребята заняли в соревновании первое место и получили приз.

Команда молодёжного актива Калачеевского церковного округа приняла участие в Епархиальной игре «КВИЗ»
Команда молодёжного актива Калачеевского церковного округа приняла участие в Епархиальной игре «КВИЗ»
  21 апреля 2024

Мероприятие проходило в несколько раундов на территории Свято-Ильинского кафедрального собора города Россошь.

В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
В храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон прошел мастер-класс «Пасхальный сувенир»
  21 апреля 2024

21 апреля в храме Иоанна Богослова с. Нижний Мамон, по благословению настоятеля храма, для воспитанников воскресной группы матушка Наталия Сулик вместе с мастером - кондитером Еленой Астаховой &n...

Команда благочиния стала призером епархиального брейн-ринга
Команда благочиния стала призером епархиального брейн-ринга
  21 апреля 2024

21 апреля в городе Россошь прошел епархиальный брейн-ринг. В интеллектуальном соревновании приняли участие команды из пяти благочиний епархии.