3 декабря в Епархиальном управлении Россошанской епархии состоялось секционное заседание Отдела религиозного образования и катехизации, прошедшее в рамках регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений.
Тема Рождественских чтений 2019 года «Молодежь, свобода и ответственность» дает возможность обсудить важные для современного поколения молодых людей вопросы, обращая особое внимание на то, как в различных направлениях работы педагога сделать для молодежи понятие ответственности неотъемлемым признаком, свойством их свободы.
Огромный, и до конца еще не осмысленный опыт духовного становления молодого человека, сформулирован в трудах наших отечественных педагогов и психологов второй половины XIX начала XX века: К.Д. Ушинского, В. В.Зеньковского, В.В. Розанова и др., которые всю свою жизнь посвятили духовному совершенствованию своего народа. В каждом из нас, говорил В.В. Розанов, есть «дыхание» Творца, это источник наших лучших качеств, и задача воспитания – поддерживать это благостное состояние в детской душе. Без высших нравственных ценностей теряется смысл человеческой жизни, происходит разрушение духовных ограничителей, и человек живет так, будто ему все дозволено.
Хотелось бы, чтобы наследие наших соотечественников было переосмыслено и нашло применение в педагогическом творчестве учителей и воспитателей. Поэтому и тема секции – «Преемственность отечественной психолого-педагогической мысли в современной практике образовательных организаций».
Рабочий день начался с богослужения. В Ильинском кафедральном соборе была совершена миссионерская литургия. Иерей Виталий Макаров, руководитель Миссионерского отдела Россошанской епархии, в ходе службы пояснял суть и символику совершаемых священнодействий.
Секционное заседания открыл епископ Россошанского и Острогожского Андрей.
– Я сердечно благодарю организаторов – наш епархиальный Отдел религиозного образования и воспитания – и всех вас, дорогие педагоги, за то, что вы откликаетесь и поддерживаете нашу инициативу по развитию духовно-нравственного просвещения на территории Воронежской области в пределах Россошанской епархии.
Дело духовно-нравственного просвещения – это очень ответственная, важная задача, которую мы должны начинать с самих себя. Если мы духовно не подготовлены, то дело, которое мы будем совершать, не будет благоуспешным.
Я сказал о духовном развитии и духовном воспитании самого себя. В этом контексте нам очень важно всегда обращаться к Священному Писанию, чтобы черпать вдохновение для того дела, в котором мы реализуем себя на основе существующих навыков. В этой связи я хотел бы обратиться к вам со словами Священного Писания, которые говорятся в сегодняшнем послании апостола к Тимофею: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Итак, заклинаю тебя Богом и Господом нашим Иисусом Христом, который будет судить живых и мертвых, явление Его и Царствие Его, проповедуй слово, наставляй во всякое время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням».
Как похоже это послание к Тимофею на иллюстрацию сегодняшнего дня. Мы понимаем, что такое классическая форма воспитания, образования, просвещения. Но к великому сожалению, при громких лозунгах, словах, которые произносятся с высоких трибун, оказывается, что этот подход к жизни мало кому нужен, якобы необходимы какие-то новые формы просвещения, образования, системы отчётности, которые забюрокрачивают всю систему образования. В результате, якобы подающиеся знания таковыми не являются. Если мы посмотрим на примере современной молодёжи, которая развита в техническом пространстве своей жизни, то, к великому сожалению, каких-то фундаментальных основ мало кто имеет. Это, скажем так, является роскошью в образовании, где человек изучает специализированно какие-то отрасли науки или получает классическое образование в частных условиях. Общая школа же даёт начальные формы образования, подводя человека к самообразованию, но таковым мало кто занимается, потому что не понимает, как пользоваться данной человеку свободой, временем и возможностями для того, чтобы вырасти в совершенную личность – человека Божия, как говорит об этом апостол Павел в послании к Тимофею.
Наша с вами задача – не объять необъятное. Не надо к этому стремиться. Скорее всего, надо выбирать учеников, которые есть среди нашей сферы профессиональной деятельности, тех, кто восприимчив слухом и духом своим к слову, которое мы произносим. Но попытки делать позывы к пробуждению всех остальных, кто находится рядом с этими учениками, безусловно, должны быть. К этому апостол призывает. Он говорит, чтобы мы назидали во время и без времени, делали разные попытки, обращая внимание на бессмертную душу, но при этом, оставляя выражение свободной воли человека, который вверен нашему попечению.
Я надеюсь, что во всех нас есть здравое рассуждение и разумение во всех вещах, сказанных выше, поэтому мы можем и пошутить, посмеяться, и поговорить серьёзно. Дай Бог, чтобы здравое рассуждение, о котором мы сегодня говорили на основании послания апостола Павла к Тимофею, дало нам силы трудиться, укреплять и развивать свою премудрость, настроение, вдохновение, учиться у наших отечественных деятелей педагогики (Ушинского, Розанова), на основании Священного Писания созидать перспективы системы отечественного образования.
2017-2018 год для некоторых учителей школ и воспитателей Россошанской епархии был связан с именем К.Д. Ушинского. Педагоги 15-ти образовательных организаций Россошанского, Каменского и Острогожского муниципальных районов реализовывали большой образовательный проект «Педагогическое наследие Ушинского в современной практике духовно-нравственного воспитания, благодаря которому учителям удалось создать в рамках своей педагогической деятельности целостную модель воспитания на основе педагогики Константина Дмитриевича, с учетом заложенных им принципов воспитания и обучения, где «духовное развитие человека, достигаемое благодаря опоре на культурные и исторические традиции народа и особенности его национального характера» является приоритетной и основополагающей целью педагогического процесса.
Конкурс проектов завершен, в ходе общения с педагогами Преосвященнейший епископ Андрей поблагодарил всех конкурсантов, наградил победителей.
В рабочей части заседания с докладом выступила руководитель отдела религиозного образования и катехизации Гайкова Т.В. Татьяна Викторовна познакомила слушателей с развитием православной педагогической мысли в России, обозначила опыт организации воспитательно-образовательного процесса с учетом принципов и рекомендаций отечественных православных педагогов в современной практике образовательных учреждений.
Филолог, учитель церковно-славянского языка Воскресной школы Ильинского кафедрального собора Шаповалова Г.К. в своем докладе обратила внимание слушателей на вопрос ценности родного языка, который является для нас источником духовных традиций русского народа.
Также педагогам были представлены практические мастер-классы по организации образовательной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание детей, совместной работы с родителями, подготовленные учителями школ и воспитателями дошкольных организаций.
В рамках работы секции действовали фотовыставка «Романовы: от царского венца к мученичеству», выставка книг «Ученье и учитель», выставка рисунков участников Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», организована ярмарка детской и педагогической литературы.
28 марта в Епархиальном управлении Россошанской епархии состоялся семинар – практикум «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошко...
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятел...
26 марта, в малом зале собраний епархиального управления, под председательством епископа Россошанского и Острогожского Дионисия состоялось заседание Епархиального совета ...
За Божественной литургией Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, секретарь Епархиального совета, наместник Воскресенског...
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, ключарь собора иерей Павел Белов и клирики Ильинского собора.
28 марта в Епархиальном управлении Россошанской епархии состоялся семинар – практикум «Краеведение как средство формирования духовно-нравственного потенциала дошкольника» для воспитателей и спе...
Преосвященнейшему владыке сослужили: секретарь епархиального управления иерей Иоанн Суздальцев, благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель Введенского храма иерей Викт...
26 марта В секции на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" приняли участие и поделились опытом работы педагоги МКДОУ ЦРР - детский сад №5 г. Р...
26 марта, в малом зале собраний епархиального управления, под председательством епископа Россошанского и Острогожского Дионисия состоялось заседание Епархиального совета Россошанской епархии.
25 марта по инициативе благочинного Богучарского церковного округа иеромонаха Тихона (Жданова) у храма святого мученика Иоанна Воина открыта «Стена скорби» - место для возложения цветов, которые...
25 марта в МБОУ Краснолипьевская школа с. Краснолипье была проведена познавательно-игровая программа, посвященная Дню православной книги: «К истокам русского книгопечатания».
23 марта, в духовно-просветительском центре святителя Тихона Задонского с. Верхний Мамон прошёл мастер-класс "Жаворонки прилетели". 24 марта в воскресной школе святителя Серафима (Собол...
На сугубой ектении были возглашены особые прошения о здравии «всех в террористическом акте в Красногорске пострадавших и о упокоении безвинно убиенных». По окончании Литургии был совершен ...