18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник. Божественную Литургию по чину свт. Василия Великого в этот день в Свято-Ильинском кафедральном соборе возглавил секретарь епархиального управления Россошанской епархии протоиерей Илия Безруких в сослужении клириков собора.
Литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа, основывается на древней Литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.
Литургия началась Великой вечерней. После пения «Свете тихий» были прочитаны паремии, раскрывающие смысл праздника Богоявления. После заамвонной молитвы был совершен чин Великого освящения воды. Затем храм и молящиеся были окроплены cвятой водой. О. Илия обратился к собравшимся со словами проповеди о празднике Крещения.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению - святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения.
Слово Навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - Сочельник (или Сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо. «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», - говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11 - 12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
3 ноября клирик благочиния иерей Алексий Кувалдин по приглашению руководства принял участие в мероприятии, посвященном Международному дню инвалидов.
2 декабря в зале собраний Благовещенского кафедрального собора состоялось открытие Митрофановских церковно-исторических чтений, регионального этапа предстоящих XXXIII Меж...
30 ноября в выставочном зале Молодежного центра г. Россоши состоялось открытие выставки детских рисунков «Елка Победы». Мероприятие было организовано Ксенией Дубининой – ...
29 ноября в Молодежном центре г. Россоши состоялся праздничный концерт, приуроченный к Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
27 ноября благочинный Россошанского церковного округа иерей Иаков Калинин совместно с матушкой Екатериной Суздальцевой и ее дочерью Еленой поздравили матушку почившего кл...
4 декабря 2024 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил архипастырский визит на соименный приход р.п. Ольховатка Росс...
4 декабря - праздник Введения (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
4 декабря 2024 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храме Архангела Михаила с. А. Донская настоятель игумен Симон (Камнев) отслужил праздничную Божественную литургию
Вечером 3 декабря, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Россошанский и Острогожский Дионисий совершил всенощное бдение
3 ноября клирик благочиния иерей Алексий Кувалдин по приглашению руководства принял участие в мероприятии, посвященном Международному дню инвалидов.
Иерей Вячеслав Адамов, настоятель храма во имя Преподобного Сергия Радонежского рабочего поселка Подгоренский, принял участие в пленарном заседании
3 декабря в рамках Митрофановских церковно-исторических чтений (регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений: «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт пок...
3 декабря 2024 г. в рамках плана работы региональных методистов в 4 "А" классе МБОУ «Репьёвская школа» прошел открытый урок по ОРКСЭ.