18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник. Божественную Литургию по чину свт. Василия Великого в этот день в Свято-Ильинском кафедральном соборе возглавил секретарь епархиального управления Россошанской епархии протоиерей Илия Безруких в сослужении клириков собора.
Литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа, основывается на древней Литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.
Литургия началась Великой вечерней. После пения «Свете тихий» были прочитаны паремии, раскрывающие смысл праздника Богоявления. После заамвонной молитвы был совершен чин Великого освящения воды. Затем храм и молящиеся были окроплены cвятой водой. О. Илия обратился к собравшимся со словами проповеди о празднике Крещения.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению - святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения.
Слово Навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - Сочельник (или Сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо. «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», - говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11 - 12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
20 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, который в России отмечается 24 мая, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Шапошниковка Ольховатско...
17 мая в духовно-просветительском центре г. Россошь руководитель епархиального миссионерского отдела, настоятель храма Всемилостивого Спаса священник Виталий Макаров позн...
15 мая в Молодёжном центре г. Россоши прошел муниципальный фестиваль творчества «Народные промыслы в новом формате», приуроченный к 300-летию Вороне...
14 мая состоялось пленарное заседание Общественной палаты Россошанского муниципального района. В повестке значился один вопрос - «О сложении полномочий председателя палат...
13 мая вдову заштатного клирика Россошанского благочиния иерея Виктора Слепцова посетили секретарь Россошанского епархиального управления иерей Иаков Калинин и матушка Ан...
21 мая в актовом зале БУЗ ВО "Павловский госпиталь для ветеранов войн" торжественно отметили 30-ти летний юбилей.
20 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, который в России отмечается 24 мая, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Шапошниковка Ольховатского района протоиерей Владимир ...
20 мая Святая Православная Церковь отмечает воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. В этот день в Данцевке селяне отметили престольный праздник.
20 мая в районной библиотеке р.п. Кантемировка состоялось мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.
19 мая группа паломников из Богучарского благочиния посетила храм св. вмч. Георгия Победоносца в селе Терновое Острогожского района, чтобы почтить память старца Спиридона (Сухинина).
19 мая в Казанском храме г. Павловска старшеклассники 9-х и 11-х классов МБОУ Павловской СОШ с УИОП собрались на молебен перед экзаменами.
19 мая в Георгиевском храме с. Терновое Острогожского района состоялось торжественное богослужение в память подвижника благочестия приснопоминаемого старца Спиридона.
18 мая преподаватели воскресных школ из Богучарского благочиния Кравченко Олеся Петровна, Шабаева Алевтина Михайловна и Тертышникова Алёна Петровна приняли участие в методическом семинаре&n...