4 марта, в среду первой седмицы Великого поста, благочинный Верхнемамонского церковного округа, иерей Иаков Калинин совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Митрофановском храме.
По окончании богослужения отец Иаков обратился к прихожанам с пастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго духа!
Преподобный Андрей Критский, исследуя падение и искажение человечества, произнес следующие слова: «Тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся» - эти слова полагаются в основу, которые позволяют нам осознать и осмыслить свое падение, свою испорченность и искажение человеческой сущности. Само слово «осквернися» говорит о том, что нас наделяет не благостное, не радостное и не светлое, а скверное, мрачное и порочное. И носителем этого скверного является каждый человек. А слово «окаляся» говорит о том, что мы испачкались грехами и запятнали свою человеческую природу, созданную по образу и подобию Божию. Мы получили драгоценность от Бога – дар жизни. Получили душу живущую и возможность быть всегда в общении с Богом. Но эту драгоценность мы всячески измазали всяким непотребством, о котором можно только подумать. И другие слова богослужебного молитвословия говорят нечто подобное : «Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу». Вот на этом примере мы прекрасно понимаем, что же такое кал. То есть, своё собственное извержение. Как свинья мажется, так и я устремляюсь ко греху. И всякий раз, как только я постараюсь очистить свою жизнь, свою душу через покаяние, через исповедывание своих грехов, тут же замечаю, как незамедлительно я устремляюсь в своё прежнее состояние – в употребление своих прежних грехов и пороков. А потому пост для нас является важнейшим аспектом в деле нашего спасения и борьбы с нашими грехами и страстями. Пост помогает нам с вами усмирить своё тело. Чтобы это тело, будучи искушаемо дьяволом, стало помощником нам в нашей добродетельной жизни. Мы часто замечаем, когда объедение или винопитие или просто какое - то праздное состояние, которое приходит к нам через различные телодвижения, не дает возможности в этот момент обратиться к Богу в молитве. И как трудно после бурного и обильного застолья произнести те же самые краткие вечерние молитвословия. Потому что тело тянет нас к низу. И все страсти и чувства, которые в нас есть, становятся слабыми и дебелыми.
Пост помогает нам примириться с самим собой. Помогает нам сделать так, чтобы и тело и дух устремлялись к Богу в едином порыве. Ведь мы не можем помыслить себе о тех святых, которые наследуют по слову Евангелия вечную блаженную жизнь со Христом в царстве небесном, в состоянии объедения или праздности. Все они подвизающиеся люди, то есть, готовые на добродетель, готовые на служение Богу, готовые на то, чтобы потрудиться и применить труд телесный и духовный. Святитель Василий Великий, рассуждая о посте, говорит следующее: “Пост – охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почетным старца… Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства!” Если бы каждый человек употреблял пост, как средство и способ охранения себя от грехов и страстей, как некое орудие, которое помогает человеку избрать правильное состояние и настроиться на служение Богу и спасение своей души, то по слову Василия Великого – “ничто не препятствовало бы тогда быть глубокому миру во всем мире”. Но мы видим на примерах ветхозаветных людей, о которых повествует нам Великий канон Андрея Критского, что именно через невоздержание в пище и прочие слабости телесные, а это может быть не только пища – это может быть праздный дух, многоспание, услаждение слуха своего праздными песнями, происходит осквернение моего тела и моего сознания.
Преподобный Серафим Саровский, рассуждая о посте, говорит, что не стоит разбирать между снедями вкусными и не вкусными, что свойственно животным. Употребление пищи должно быть таким, чтобы тело было другом и помощником душе в совершении добродетели.
Преподобный Арсений Афонский также солидарен со своими собратьями, святыми угодниками Божиими. Он говорит, что “Пост – это бескровное мученичество”. Потому что человек уничижая себя, содержа себя в бодром и подвизающемся теле, идет на служение к Богу. Он способен на жертвоприношение истинное, духовное, о котором говорит в своих псалмах царь и пророк Давид.
Взирая на все эти примеры, мы прекрасно понимаем и оцениваем свое падшее состояние. Изо дня в день, исследуя свою жизнь, мы видим, насколько мы запятнали ту духовную одежду – нашу душу, которой наделил нас Господь. Насколько мы испортили и изранили её. И в разъяснение этих слов возьмем пример того, как мы чистую одежду испачкаем кляксами, которые не вымываются, порежем её ножницами. Потом конечно приложим все усилия, чтобы эту одежду сшить. Постараемся порошковыми средствами её вымыть, выбелить, очистить, но она уже не будет новой. Она будет иметь шрамы, нанесенные ранее. Поэтому мы с вами, совершая греховно и порочно свою жизнь, раздираем, пачкаем, портим своё создание - и душу и тело, и всё своё человеческое естество. И как бы мы ни старались, мы не в силах его возобновить, лишь только Богу это под силу. Поэтому каждый пост – это есть не что иное как благоприятное радостное время, которое приготавливает нас к празднику праздников – ко дню Святой Пасхи. Это праздник Воскресения Христова, а вместе с Ним и образ воскресения каждого из нас. Во Христе утешается наша жизнь, наша душа и мы без всякого промедления и лености должны устремиться к Богу в своих молитвах, попросить Его благодатной помощи, Его милосердия не только уврачевать, но и воссоздать, преобразить, вернуть в то первоначальное состояние, в каком она была до греха. И если мы потрудимся об этом, мы с вами уподобимся тем мудрым девам, которые наполнили свои светильники елеем, то бишь добрыми делами, добродетелью и поспешили ко встрече с Женихом Христом.
Всех вас поздравляю со святым вечером, с Великим постом. Желаю помощи Божией в предстоящих трудах и Божьего благословения».
В Свято-Мирофановском храме совершена литургия Преждеосвященных Даров
Уставное великопостное богослужение в Митрофановском храме
28 июня в ДК "Современник" прошёл общегородской Выпускной бал - 2025.
26 июня в КУ ВО "Павловский СРЦдН" (ребцентр для несовершеннолетних) состоялся круглый стол, тема которого была «На распутье. Куда ведет твой выбор».
20 июня, в пятницу 9-й седмицы по Пасхе, в Павловске совершили крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Павловская.
17 июня, в день обре́тения мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, в Казанском храме г. Павловска состоялось соборное богослужение духо...
11 июня в ДК «Современник» праздновали День России и 300 лет Воронежской губернии.
3 июля в конференц-зале Воронежского епархиального управления состоялось заседание Комиссии по канонизации святых Воронежской митрополии. Работу возглавил председатель комиссии – епископ Россошанский ...
Под председательством митрополита Воронежского и Лискинского Леонтия в конференц-зале Воронежского Епархиального управления состоялось заседание Архиерейского совета Воронежской митрополии.
1 июля у Центральной братской могилы состоялось торжественное возложение венков и цветов, посвящённое Дню ветеранов боевых действий.
1 июля учащиеся 6,7 и 10 класса из летнего лагеря МБО «Лицей с. Верхний Мамон» в сопровождении учителей Вакулиной Натальи Петровны и Ефимовой Натальи Викторовны посетили с экскурсией храм свв. бессрр...
30 июня выпускники Калачеевского аграрного техникума стали счастливыми обладателями дипломов о среднем профессиональном образовании ФП «Профессионалитет», которая входит в национальный проект «Молодеж...
30 июня в Калачеевском детском оздоровительном лагере «Солнышко», носящем имя Юрия Тимофеевича Титова, состоялось духовно-просветительское мероприятие.
30 июня в Духовно-просветительском центре во имя святителя Тихона Задонского г. Острогожска прошло очередное собрание духовенства Острогожского благочиния.
28 июня в РДК Юбилейный г. Богучар прошел выпускной бал для учеников МКОУ "Богучарская СОШ №1 им. Д. И. Бондарева".